Проблемная ситуация: О налогообложении налогом на
имущество организаций имущества бюджетных учреждений, порядке начисления пеней
за несвоевременную уплату налога на имущество организаций, а также о порядке
взыскания этого налога и соответствующих пеней.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 ноября 2006 г. N 03-06-01-04/200
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики, рассмотрев письмо по вопросам о налогообложении
имущества бюджетных учреждений, порядке начисления пеней за несвоевременную
уплату налога на имущество организаций и взыскания этого налога и
соответствующих пеней, сообщает следующее.
Порядок налогообложения имущества
организаций установлен гл. 30 "Налог на имущество организаций"
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с п.
1 ст. 374 Кодекса объектом налогообложения по налогу на имущество организаций
для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая
имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или
доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на
балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным
порядком ведения бухгалтерского учета.
При этом согласно п. 1 ст. 375 Кодекса
налоговая база по данному налогу определяется как среднегодовая стоимость
имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой
базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его
остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком
ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Порядок ведения бухгалтерского учета в
бюджетных организациях с 1 января 2006 г. регулируется Приказом Минфина России
от 10.02.2006 N 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету".
Учитывая, что на
основании п. 3 ст. 4 Федерального закона от 11.11.2003 N 139-ФЗ "О
внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и
внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о
признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части
налогов и сборов" ряд налоговых льгот,
предусмотренных гл. 30 Кодекса, признаны утратившими силу (п. п. 6, 7 и 16), а
также в случае отсутствия аналогичных налоговых льгот в законодательстве
соответствующих субъектов Российской Федерации о налоге на имущество
организаций имущество бюджетных учреждений подлежит налогообложению в
общеустановленном порядке в соответствии с гл. 30 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Кодекса
налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате налога, если
иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по
уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о
налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате
налога досрочно.
При уплате налога с нарушением срока
уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях,
предусмотренных Кодексом (п. 2 ст. 57 Кодекса). Пеня начисляется за каждый
календарный день просрочки исполнения обязанности по
уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о
налогах и сборах дня уплаты налога (п. 3 ст. 75 Кодекса).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым
органом налогоплательщику требования об уплате налога и соответствующих пеней.
В случае неуплаты или неполной уплаты
налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных
средств, находящихся на счетах налогоплательщика-организации в банке, и иного
имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 и 47 Кодекса.
В Постановлении от 28.02.2001 N 5 "О
некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской
Федерации" отражена позиция Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации, касающаяся, в частности, порядка взыскания сумм пени за просрочку
уплаты авансовых платежей. В соответствии с данной позицией пени,
предусмотренные ст. 75 Кодекса, могут быть взысканы с налогоплательщика в том
случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж
исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой
в соответствии со ст. ст. 53 и 54 Кодекса.
В силу п. 5 ст. 46 Кодекса взыскание
налога не может производиться с бюджетных счетов. В связи с этим если бюджетным
учреждением добровольно не исполнено требование об уплате налога и
соответствующих пеней, то взыскание налога и пеней производится в судебном
порядке. Исполнение судебного акта по обращению взыскания налога и пени на
средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в
порядке, установленном гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, сообщаем, что в соответствии
с п. 2 ст. 45 Кодекса в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ,
вступающего в силу с 1 января 2007 г., взыскание налога с организации, которой
открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
08.11.2006