Проблемная ситуация: Об определении плательщиков
земельного налога в отношении земельного участка, на котором расположен
многоквартирный дом и который оформлен на товарищество собственников жилья
(ТСЖ), а также о применении льгот по земельному налогу.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 ноября 2006 г. N 03-06-02-05/57
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии со
ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие
Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором
расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты
недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный
кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае если
земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в
состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в
действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего
собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное
указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или
органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
С момента формирования земельного участка
и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на
котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома
объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую
собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ст.
36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в
многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее
имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором
расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные
предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома
объекты, расположенные на земельном участке.
В соответствии со ст. 388 гл. 31
"Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и
физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве
постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого
владения.
На основании п. 1 ст. 131 Гражданского
кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на
недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение
подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами,
осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с
ней.
Таким образом, основанием для взимания
земельного налога является документ, подтверждающий право собственности, право
постоянного (бессрочного) пользования.
На основании п. 1 ст. 392 Кодекса
налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой
собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся
собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой
собственности.
Доля в праве общей собственности на общее
имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме
пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с п.
2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная
регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения
права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно
является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей
долевой собственности на общее имущество.
Как следует из представленного письма,
правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен
многоквартирный дом, оформлены на ТСЖ. В связи с этим до переоформления права
на земельный участок налогоплательщиком земельного налога признается именно ТСЖ
как самостоятельное юридическое лицо.
Согласно п. 1 ст. 56 Кодекса льготами по
налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков
предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению
с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо
уплачивать его в меньшем размере.
В связи с этим, а также учитывая, что Кодексом
и Решением Пермской городской думы от 08.11.2005 N 187 "О земельном налоге
на территории города Перми" не предусмотрены льготы для ТСЖ в отношении
объектов жилищного фонда, земельный налог в отношении рассматриваемого
земельного участка подлежит уплате в полном объеме.
Вместе с тем органами управления ТСЖ
может быть принято решение, предусматривающее компенсацию уплачиваемого ТСЖ
земельного налога в виде взносов членов товарищества (пп.
4 п. 2 ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Одновременно сообщаем, что с момента
перехода права пользования на земельный участок в общую долевую собственность
собственников помещений в многоквартирном доме в установленном порядке
(прекращение права у ТСЖ и возникновение права собственности у собственников
помещений) плательщиками земельного налога в отношении соответствующей доли
земельного участка будут признаваться собственники квартир.
В связи с этим следует отметить, что п. 5
ст. 391 Кодекса определены категории налогоплательщиков, для которых на
федеральном уровне предусмотрено уменьшение налоговой базы на не облагаемую
налогом сумму в размере 10 000 руб. в отношении земельных участков,
находящегося в их собственности. К таким налогоплательщикам, в частности,
отнесены инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой
деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности,
установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени
ограничения способности к трудовой деятельности. При этом уменьшение налоговой
базы на не облагаемую налогом сумму производится на основании документов,
подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых
налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
Порядок и сроки представления налогоплательщиками вышеуказанных документов
устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов
муниципальных образований (п. 6 ст. 391 Кодекса).
Кроме того, согласно п. 2 ст. 387 Кодекса
при установлении земельного налога нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться
налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление
размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
М.А.МОТОРИН
16.11.2006