Проблемная ситуация: Государственное учреждение
становится правопреемником нескольких других государственных учреждений,
реорганизуемых путем присоединения. После окончания реорганизации работники
присоединенных организаций принимаются на работу в присоединившую организацию.
Вправе ли присоединившая организация при исчислении налоговой базы по ЕСН и по
страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в целях применения
регрессивной шкалы ставок налога и тарифов страховых взносов учитывать суммы
выплат и вознаграждений, начисленных работникам присоединенными организациями с
начала года до момента их реорганизации? Правомерно ли учитывать в целях
исчисления НДФЛ в части предоставления права на стандартные налоговые вычеты
суммы заработной платы, полученные работниками присоединенных организаций с
начала года до момента присоединения? Учитываются ли указанные суммы при
расчете отпускных и пособий по временной нетрудоспособности?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 ноября 2006 г. N 03-05-02-04/179
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения
регрессивных ставок единого социального налога и предоставления стандартных
налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц организацией после реорганизации
(в форме присоединения) и сообщает следующее.
1. Главой 24 "Единый социальный
налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не
предусмотрено специальных положений, регулирующих порядок определения налоговой
базы, исчисления и уплаты единого социального налога организацией в случае ее
реорганизации. В то же время часть первая Кодекса содержит ряд положений,
регулирующих налоговые правоотношения, возникающие в связи с реорганизацией
организации.
Так, согласно п. 2 ст. 50 Кодекса исполнение
обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается
на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до
завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или)
обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным
юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник
(правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему
обязанностям.
В соответствии с п. п. 3 и 5 ст. 50
Кодекса при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу
правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения
обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо,
которое должно исполнить эту обязанность в установленные для присоединенного
лица сроки.
Следовательно, по смыслу ст. 50 Кодекса
присоединяющая организация является правопреемником в части уплаты тех налогов,
обязанность по которым не исполнена присоединенным юридическим лицом до
завершения реорганизации.
Правопреемства в части формирования
налоговой базы, в частности, по единому социальному налогу, а также
правопреемства в части применения пониженных ставок единого социального налога
законодательством не предусмотрено.
В соответствии со ст. 52 Кодекса
налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за
налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Пунктом 3 ст. 55 Кодекса установлено, что
если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного
года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала
этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). Предусмотренные
указанным пунктом правила не применяются в отношении организаций, из состава которых
выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.
Таким образом, налоговый период для
присоединяемой организации заканчивается в день завершения реорганизации и с
выплат и вознаграждений, начисленных данной организацией в пользу физических
лиц в данном налоговом периоде, присоединяемая организация должна исчислить и
уплатить единый социальный налог, подлежащий уплате по итогам налогового
периода.
Пунктом 2 ст. 10 Федерального закона от
15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации" предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами на
обязательное пенсионное страхование и базой для начисления страховых взносов
являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу,
установленные гл. 24 Кодекса.
Учитывая изложенное, в настоящее время
нет правовых оснований для учета в налоговой базе по единому социальному налогу
и базе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с целью
применения регрессивной шкалы ставок налога и тарифов страховых взносов
присоединившей организацией выплат и вознаграждений, начисленных работникам
присоединившейся организации до ее реорганизации.
2. В соответствии со ст. 218 Кодекса при
определении размера налоговой базы в соответствии с п. 2 ст. 210 Кодекса
налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов. Установленные данной статьей Кодекса стандартные налоговые вычеты
предоставляются налогоплательщику за каждый месяц налогового периода и
действуют до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный
нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом,
предоставляющим стандартные налоговые вычеты, превысил установленный Кодексом
размер дохода (20 000 руб., а при нахождении на содержании налогоплательщика
детей - соответственно 40 000 руб.).
Согласно п. 3 ст.
218 Кодекса в случае начала работы налогоплательщика не с первого месяца
налогового периода налоговые вычеты, предусмотренные пп.
3 и 4 п. 1 ст. 218 Кодекса, предоставляются по этому месту работы с учетом
дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в
котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты.
Таким образом, при налогообложении
заработной платы работников реорганизованных учреждений стандартные налоговые
вычеты в размере 400 руб. и 600 руб. за каждый месяц налогового периода
предоставляются с учетом сумм заработной платы, полученной ими с начала
налогового периода.
Стандартные налоговые вычеты в размере
3000 руб. и 500 руб. за каждый месяц налогового периода, предусмотренные пп. 1 и 2 п. 1 ст. 218 Кодекса, предоставляются
налогоплательщикам независимо от суммы дохода, начисленной с начала налогового
периода.
3. Вопросы расчета отпускных и пособий по
временной нетрудоспособности при реорганизации организации в компетенцию
Минфина России не входят.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
20.11.2006