Текст письма опубликован
"Нормативные акты для бухгалтера",
2007, N 5
"Консультант", 2007, N 8
Проблемная ситуация: О порядке исчисления и уплаты
налога на прибыль организацией - аффилированным лицом иностранной организации -
резидента США при выплате доходов в виде процентов иностранной организации и
при получении доходов в виде процентов по договорам займа с российскими
организациями.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 января 2007 г. N 03-03-06/1/23
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики <...> по вопросу применения ст. 269
Налогового кодекса Российской Федерации сообщает следующее.
<...> ЗАО, признаваемое в
соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом
иностранной организации - резидента США, владеющей более 20 процентами
уставного (складочного) капитала названной российской организации (далее -
ЗАО), выдает займы организациям, являющимся дочерними или зависимыми по
отношению к ней (далее - Заемщики).
1. В соответствии с п. 2 ст. 269
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при возникновении
указанных в данном пункте обстоятельств налогообложение доходов в виде
процентов по долговым обязательствам любого рода, а также отнесение таких
процентов к расходам осуществляются с учетом особенностей, установленных ст.
269 Кодекса.
В частности,
согласно положениям п. 4 ст. 269 Кодекса положительная разница между
начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с
порядком, установленным п. 2 данной статьи, приравнивается в целях
налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении
которой существует контролируемая задолженность, и облагается налогом в
соответствии с п. 3 ст. 284 Кодекса по ставке налога 15 процентов.
В соответствии с п. 1 ст. 310 Кодекса
налог с доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации
исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход
иностранной организации, при каждой выплате доходов в валюте выплаты дохода и
перечисляется в федеральный бюджет в порядке, предусмотренном ст. 310 Кодекса.
2. В целях п. 2 ст. 269 Кодекса при
определении величины собственного капитала в расчет не принимаются суммы
долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую
задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек, налогового
кредита и инвестиционного налогового кредита.
Согласно ст. 8 Кодекса под налогом
понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с
организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве
собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности
государства и (или) муниципальных образований. В соответствии
со ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные платежи,
которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и
персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина
на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере,
эквивалентном сумме страховых взносов, уплаченной на его индивидуальном
лицевом счете.
Таким образом, страховые пенсионные
взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налогом или сбором в
целях Кодекса и, следовательно, учитываются при определении величины
собственного капитала в целях ст. 269 Кодекса.
3. Доходы ЗАО в виде процентов по
договорам займа, как это предусмотрено п. 6 ст. 250 Кодекса, учитываются ЗАО
при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в составе
внереализационных доходов, облагаемых по ставке налога 24 процента.
При этом следует учитывать, что
налогообложение у источника выплаты доходов российских организаций в виде
процентов по долговым обязательствам, оформленным договором займа с российскими
организациями, Кодексом не предусмотрено.
4. Что касается
применимости в рассматриваемой ситуации положений статей "Проценты" и
"Дивиденды" Договора между Российской Федерацией и Соединенными
Штатами Америки об избежании двойного налогообложения
и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и
капитал от 17.06.1992 (далее - Договор), необходимо учитывать, что данные
статьи применяются к лицам, фактически имеющим право на проценты или дивиденды
и являющимся налоговыми резидентами США.
Принимая во внимание, что лицом,
фактически имеющим право на получение процентного дохода по договорам займа с
российскими организациями, является ЗАО, налогообложение рассматриваемых
доходов не регулируется положениями Договора.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
23.01.2007