Проблемная ситуация: О возможности
возникновения у садоводческого некоммерческого товарищества объекта
налогообложения по водному налогу в зависимости от целей забора воды из
водных объектов, а также об отсутствии необходимости наличия лицензии на
водопользование при определенных условиях забора воды.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 января 2007 г. N 03-06-06-02/2
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо об уплате водного налога
садоводческим некоммерческим товариществом и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 333.8 гл. 25.2
"Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические
лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии
с законодательством Российской Федерации. При этом в п. 2 ст. 333.9 Кодекса
приведен перечень видов и целей водопользования, не признаваемых объектами
налогообложения по водному налогу. В частности, в соответствии с пп. 13 п. 2 указанной статьи Кодекса не признается объектом
налогообложения забор воды из водных объектов для полива садоводческих,
огороднических, дачных земельных участков и земельных участков личных подсобных
хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и
птицы, которые находятся в собственности граждан.
Согласно Водному кодексу Российской
Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ (далее - Водный кодекс) (ст. ст. 28, 46, 86 и
91) специальное водопользование должно осуществляться на основании лицензии на
водопользование. При этом в соответствии со ст. 49 Водного
кодекса в лицензии на водопользование должны содержаться сведения о водопотребителях и целях использования водного объекта, в
том числе указание на осуществление забора воды из водного объекта именно в целях
полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных
участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и
птицы, которые находятся в собственности граждан.
Таким образом, в случае осуществления
садоводческим некоммерческим товариществом забора воды из водных объектов для
целей, перечисленных в пп. 13 п. 2 ст. 333.9 Кодекса,
при условии отражения в лицензии на водопользование соответствующих сведений
объекта налогообложения по водному налогу не возникает.
В случае осуществления забора воды из
водных объектов в целях, не перечисленных в п. 2 ст. 333.9 Кодекса (при
отсутствии в лицензии сведений о соответствующих целях водопользования),
садоводческие некоммерческие товарищества уплачивают водный налог в общеустановленном
порядке.
Что касается
вопроса о необходимости наличия лицензии на водопользование у товарищества, то
в соответствии с пп. "д" п. 5 Правил
предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной
собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи
лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 N 383,
получение лицензии на водопользование не требуется при осуществлении забора
воды из одиночных скважин и колодцев с
применением бытовых насосов, обустроенных собственниками и пользователями
земельных участков, при использовании первого от поверхности водоносного
горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и не может быть
использован для централизованного питьевого водоснабжения. Границы территорий,
в пределах которых собственникам и пользователям земельных участков разрешается
такое водопользование, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по представлению территориальных органов Министерства
природных ресурсов Российской Федерации.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
30.01.2007