Проблемная ситуация: О порядке учета банком в целях
исчисления налога на прибыль нереальной ко взысканию
задолженности по ссудам и процентов к ним.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 февраля 2007 г. N 03-03-06/2/34
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях
налогообложения прибыли нереальной ко взысканию
задолженности по ссудам и процентов по ним и сообщает следующее.
В соответствии с п.
1 ст. 292 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы
отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к
ней задолженности, сформированные в порядке, установленном Центральным банком
Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)", признаются расходом с учетом
ограничений, предусмотренных указанной статьей Кодекса.
На основании Федеральных законов "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и
банковской деятельности" Центральным банком Российской Федерации
утверждено Положение от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования
кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и
приравненной к ней задолженности" (далее - Положение).
Пунктом 2.3
Положения за кредитной организацией закреплена обязанность отражения во
внутренних документах процедуры принятия и исполнения решений по списанию с
баланса кредитной организации нереальных для взыскания ссуд, т.е. ссуд, в
отношении которых кредитной организацией предприняты все необходимые и
достаточные юридические и фактические действия по их взысканию, а также по
реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде (реализация залога, обращение требования к гаранту (поручителю), и
проведение дальнейших действий по взысканию ссуды либо по реализации прав,
вытекающих из наличия обеспечения по ссуде, юридически невозможно и (или) когда
предполагаемые издержки кредитной организации будут выше получаемого
результата, включая указания на документы и (или) акты уполномоченных
государственных органов, необходимые и достаточные для принятия решения о
списании ссуды с баланса кредитной организации.
При этом Департамент обращает внимание на
то, что процедура досрочного списания нереальных ко
взысканию ссуд, в отношении которых банком предприняты все меры, перечисленные
в п. 2.3 Положения, в целях налогообложения прибыли применима только к
потребительским кредитам, выданным физическим лицам.
При досрочном списании с баланса
указанных потребительских кредитов, нереальных к взысканию, восстанавливается
соответствующая сумма ранее списанного на расходы резерва на возможные потери
по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности.
Согласно положениям гл. 8 Положения
размер списываемых потребительских кредитов не должен превышать 1 процента от
величины собственных средств банка.
По мнению Департамента, при списании
потребительских кредитов, нереальных ко взысканию,
одновременно прекращается начисление процентов по указанным кредитам.
Указанные суммы списанных с баланса
потребительских кредитов и процентов по ним в дальнейшем учитываются на
соответствующих забалансовых счетах в течение пяти
лет.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
20.02.2007