| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: О порядке возврата налогоплательщику сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, излишне уплаченных (взысканных) до 01.01.2007.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 21 марта 2007 г. N 03-02-07/2-54

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

В соответствии с п. 9 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 г. и подлежащие возврату в соответствии со ст. ст. 78, 79 и 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

Согласно п. 2 ст. 78 Кодекса (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.

Пунктом 9 ст. 78 Кодекса установлено, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Кодексом.

При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата (п. 4 ст. 79 Кодекса).

В соответствии с п. 2 ст. 79 Кодекса решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.

Таким образом, на основании ст. ст. 78 и 79 Кодекса заявления налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов на возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, соответствующих пеней подаются в налоговые органы по месту учета.

Исходя из указанных статей Кодекса следует, что налоговые органы, являясь органами исполнительной власти, уполномоченными принимать решения о возврате сумм излишне уплаченных налогов, сборов, пеней принимают и решения о возврате налогоплательщикам (плательщикам сборов, налоговым агентам) процентов за нарушение срока возврата указанных излишне уплаченных (взысканных) сумм.

В соответствии с п. 5 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), органы Федерального казначейства оформляют платежные поручения на возврат плательщикам поступлений в бюджет, представленные администраторами поступлений в бюджет, в том числе налоговыми органами.

Согласно п. 18 Порядка возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) поступлений плательщикам в срок не более трех рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты.

Статьями 78 и 79 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) также предусмотрено, что возврат налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам сумм излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов, пеней, штрафов осуществляется налоговыми органами на основании заявления указанных лиц. При этом п. 10 ст. 78 Кодекса прямо предусмотрено, что налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. В случае если предусмотренные указанным пунктом проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, именно налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств (п. 12 ст. 78 Кодекса). Аналогичная норма предусмотрена в п. 7 ст. 79 Кодекса за нарушение срока возврата излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов.

Полагаем, что нормы п. 12 ст. 78 и п. 7 ст. 79 Кодекса обеспечивают дополнительную гарантию защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов. Следовательно, эти нормы на основании п. 3 ст. 5 Кодекса имеют обратную силу и применяются в отношении сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, авансовых платежей, сборов, пеней, штрафов до 01.01.2007.

 

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

21.03.2007

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017