Проблемная ситуация: Для выполнения трудовых
обязанностей, предусмотренных трудовым договором, ОАО направляет своих
работников в загранпредставительства. Как определяется налоговый статус этих
физических лиц в целях исчисления НДФЛ? В каком порядке подлежат налогообложению
суммы отпускных, начисленные за работу в загранпредставительстве? Имеет ли ОАО
право выступать в роли налогового агента в отношении доходов, полученных
физическими лицами за пределами РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 апреля 2007 г. N 03-04-06-01/104
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО и в соответствии со ст. 34.2
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Как указывается в рассматриваемом письме,
для выполнения трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором,
организация направляет своих работников в представительства, находящиеся за
пределами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 209 Кодекса
объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц признается доход,
полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в
Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а
для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от
источников в Российской Федерации.
Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 Кодекса
определено, что вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей,
выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами
Российской Федерации, для целей налогообложения относятся к доходам, полученным
от источников за пределами Российской Федерации.
Поскольку, как указывается в
рассматриваемом письме, физическое лицо выполняет обязанности, предусмотренные
трудовым договором, в иностранном государстве, получаемое им вознаграждение не
относится к доходам от источников в Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 207 Кодекса (в редакции
Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, вступившей в силу с 31 января 2007
г.) установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица
фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в
течение 12 следующих подряд месяцев.
Таким образом, при определении налогового
статуса физического лица организации необходимо учитывать 12-месячный период,
предшествующий дате получения физическим лицом дохода, налог с которого
подлежит удержанию налоговым агентом до истечения налогового периода.
В случае если срок нахождения физического
лица на территории Российской Федерации за 12 месяцев, предшествующих дате выплаты
дохода, будет составлять менее 183 дней, он перестает быть налоговым резидентом
Российской Федерации и по его доходам от источников в иностранном государстве
налог на территории Российской Федерации не взимается.
По возвращении сотрудника в Российскую
Федерацию после длительного выполнения трудовых обязанностей за ее пределами
работник не будет являться налоговым резидентом Российской Федерации, поскольку
12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода в Российской Федерации, он не
находился на территории Российской Федерации. Соответственно его доходы за
выполнение трудовых обязанностей на территории Российской Федерации подлежат
налогообложению по ставке 30%, как доходы нерезидента.
Налогообложение сумм отпускных,
начисленных за работу в загранпредставительстве, производится в порядке,
предусмотренном для доходов, полученных от источников за пределами Российской
Федерации.
Для определения налогового статуса
физического лица не имеют значения число и длительность его выездов из
Российской Федерации. Условием для признания физического лица налоговым
резидентом Российской Федерации является его нахождение на территории
Российской Федерации более 183 дней (подряд или суммарно) в течение 12
следующих подряд месяцев.
Согласно пп. 3
п. 1 ст. 228 Кодекса физические лица - налоговые резиденты Российской
Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской
Федерации, исчисление и уплату налога производят самостоятельно исходя из сумм
таких доходов.
Статья 229 Кодекса предусматривает обязанность
указанной категории налогоплательщиков представить налоговую декларацию в
налоговый орган по месту жительства в отношении доходов, полученных за истекший
налоговый период от источников за пределами Российской Федерации.
Соответственно при получении физическими
лицами доходов от источников за пределами Российской Федерации
организация-работодатель не признается налоговым агентом. На такую организацию
Кодексом не возлагается обязанность по исчислению, удержанию и уплате налога на
доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации, а также по
представлению в налоговые органы сведений о доходах, полученных физическими
лицами от источников за пределами Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 45 Кодекса установлено, что
налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога,
если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, организация, не являющаяся
налоговым агентом в отношении доходов, полученных физическими лицами от
источников за пределами Российской Федерации, не может уплачивать за них налог
на доходы физических лиц.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
02.04.2007