| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: О порядке применения налогового вычета по НДФЛ (расходы или имущественный налоговый вычет) при осуществлении физическими лицами операций по приобретению, реализации и хранению ценных бумаг.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 2 апреля 2007 г. N 03-04-07-01/46

 

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо о порядке налогообложения доходов физических лиц от операций с ценными бумагами и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Позиция Минфина России по вопросам налогообложения доходов физических лиц от операций с ценными бумагами ранее неоднократно разъяснялась по запросам ФНС России (МНС России) и доводилась для руководства в работе налоговыми органами, в частности, Письмами от 11.07.2005 N 03-05-01-03/63, от 11.10.2005 N 03-05-01-03/102, от 06.10.2006 N 03-05-01-03/133.

В вышеупомянутых письмах указывалось, что п. 3 ст. 214.1 Кодекса предусмотрено определение дохода от операций купли-продажи ценных бумаг как разницы между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами. Расходы по приобретению ценных бумаг осуществляются налогоплательщиками не только в случаях приобретения ценных бумаг по договорам купли-продажи, но также и по договорам мены, включая обмен на ваучеры, в размере передаваемого по договору мены имущества.

В соответствии с п. 3 ст. 214.1 Кодекса до 1 января 2007 г. в случае, если расходы на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг хотя и были произведены, но по тем или иным причинам не могли быть подтверждены документально (отсутствовали расчетные и иные документы, подтверждающие оплату ценных бумаг и услуг, связанных с их приобретением, реализацией и хранением), налогоплательщику мог быть предоставлен имущественный налоговый вычет. При отсутствии указанных документов для получения имущественного налогового вычета налогоплательщики должны были представлять договоры (контракты), выписки из лицевого счета физического лица у реестродержателя, депозитария и т.п.

Такие случаи следовало отличать от случаев приобретения ценных бумаг без осуществления расходов по их приобретению, например в порядке дарения и наследования. В таких случаях, при отсутствии расходов по приобретению ценных бумаг, налогоплательщик при определении дохода от операций купли-продажи ценных бумаг мог учесть расходы по их хранению и реализации. При этом имущественный налоговый вычет не предоставлялся.

Срок нахождения ценных бумаг в собственности налогоплательщика более или менее трех лет имел значение только для целей определения максимального размера имущественного налогового вычета, который может применить налогоплательщик в случае, если в соответствии с п. 3 ст. 214.1 Кодекса ему такой имущественный налоговый вычет полагается, то есть тогда, когда налогоплательщик осуществил расходы по приобретению ценных бумаг, но по тем или иным причинам не может подтвердить их документально. Документами, необходимыми для определения срока нахождения ценных бумаг в собственности физического лица, могут являться документы, на основании которых можно установить фактическую дату перехода права собственности на ценные бумаги. К таким документам, в частности, могут относиться выписки (справки) с лицевого счета физического лица у реестродержателя, депозитария, эмитента и т.п. Контракты (договоры) к таким документам, подтверждающим дату перехода права собственности на ценные бумаги, не относятся.

Право выбора налогового вычета (расходы или имущественный налоговый вычет) без привязки к возмездному характеру приобретения ценных бумаг предоставлено налогоплательщикам только в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 30.12.2006 N 268-ФЗ), п. 2 ст. 2 которого п. 3 ст. 214.1 Кодекса дополнен абз. 23, предусматривающим, что "при продаже (реализации) до 1 января 2007 года ценных бумаг, находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет, налогоплательщик вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным абзацем первым подпункта 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса".

Из положений п. п. 3 и 4 ст. 5 Закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ следует, что норма о возможности получения данного налогового вычета распространена на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г., при этом сам такой вычет может быть получен с 31 января 2007 г. То есть в п. 4 ст. 5 Закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ речь идет о правоотношениях, связанных с обращением налогоплательщика к налоговому агенту или в налоговый орган о получении имущественного налогового вычета, право на который налогоплательщик получил на основании п. 3 ст. 5 Закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ в отношении доходов от продажи ценных бумаг, полученных по операциям, совершенным в 2002 - 2006 гг.

С заявлением на предоставление имущественного налогового вычета за налоговые периоды 2002 - 2006 гг. в соответствии с Законом от 30.12.2006 N 268-ФЗ налогоплательщик должен обратиться в налоговый орган при подаче налоговой декларации (уточненной налоговой декларации за 2002 - 2005 гг.).

Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" в ст. ст. 214.1 и 220 Кодекса были внесены изменения, в соответствии с которыми в отношении доходов, полученных от реализации ценных бумаг, начиная с 1 января 2007 г. налоговая база рассчитывается без применения имущественного налогового вычета. При этом налоговая база может быть уменьшена на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением, реализацией и хранением ценных бумаг.

 

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

С.Д.ШАТАЛОВ

02.04.2007

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017