Проблемная ситуация: О порядке перерасчета пеней,
начисленных на сумму налога.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 июня 2007 г. N 03-02-07/1-270
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о перерасчете пеней и сообщает,
что в письме не содержится достаточно информации для подготовки ответа по
существу поставленного вопроса.
Вместе с тем сообщаем следующее.
Обязанность по уплате
налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк
поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного
остатка на счете налогоплательщика со дня вынесения налоговым органом в
порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс), решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм
налогов (п. 2 ст. 45 Кодекса).
Согласно п. 2 ст. 57 Кодекса при уплате
налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и
на условиях, предусмотренных Кодексом.
Конституционный Суд Российской Федерации
в Определении от 04.07.2002 N 202-О указал, что пеня является дополнительным
платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате
недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки
уплаты налога.
Кодекс не предусматривал порядка
пересчета пеней в случае подачи налогоплательщиком в налоговый орган заявления
об исправлении ошибок, допущенных им при оформлении поручения на уплату налога
(основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус
налогоплательщика).
Согласно п. 7 ст.
45 Кодекса в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ в случае, если
ошибка в оформлении поручения на перечисление налога (основание, тип и
принадлежность платежа, налоговый период или статус налогоплательщика) не
повлекла неперечисление этого налога в бюджетную
систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства,
налоговый орган на основании заявления налогоплательщика и акта совместной
сверки уплаченных налогоплательщиком
налогов, если такая сверка расчетов проводилась, принимает решение об уточнении
платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную
систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства
и осуществляет перерасчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня
его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на
соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым
органом решения об уточнении платежа.
Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ
вступил в силу с 1 января 2007 г., за исключением положений, для которых
установлены иные сроки вступления в силу. Положения Кодекса в редакции данного
Федерального закона применяются к правоотношениям, регулируемым
законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 г., если
иное не предусмотрено этим Федеральным законом.
Положение п. 7 ст. 45 Кодекса о пересчете
пеней при уточнении платежа дополнительно гарантирует защиту прав
налогоплательщика, следовательно, в соответствии с п. 3 ст. 5 Кодекса оно имеет
обратную силу.
Поскольку поставленные в письме вопросы
касаются правоприменительной практики, то за получением разъяснений по
конкретной ситуации вам следует обратиться в ФНС России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
01.06.2007