Текст письма опубликован
"Документы и комментарии", 2007, N 13
Проблемная ситуация: Об отсутствии
оснований для учета в качестве расходов при исчислении налога на прибыль
сумм налога с оборота, уплаченного российской организацией на территории
иностранного государства.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 июня 2007 г. N 03-03-06/1/376
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания расходом в
целях налогообложения прибыли суммы косвенного налога, уплаченного российской
организацией на территории иностранного государства, и сообщает следующее.
Из письма следует, что российская
организация через обособленное подразделение на территории иностранного
государства выполняет проектные и пусконаладочные работы на электростанции и
является налогоплательщиком установленного законодательством этого иностранного
государства налога с оборота.
В соответствии с положениями ст. 311
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы, полученные
российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются
при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме
(до их обложения налогом, идентичным налогу на прибыль организаций) с учетом
расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
По общему правилу, установленному гл. 25
Кодекса, при определении доходов в целях налогообложения прибыли из них
исключаются суммы налогов, предъявленных налогоплательщиком покупателю
(приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Статьей 311 Кодекса установлено также,
что расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов
от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются при определении
налоговой базы в порядке и размерах, установленных гл. 25 Кодекса.
Начисленные суммы налогов и сборов
согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса учитываются при
определении налоговой базы в составе прочих расходов налогоплательщика. Однако
данная норма распространяется только на налоги и сборы, начисленные в
установленном законодательством Российской Федерации порядке, о чем имеется
прямое указание в названной ст. 264.
Что касается
возможности отнесения к расходам "иностранных" налогов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса (в качестве других, специально
не поименованных расходов, связанных с производством и реализацией), следует
учитывать, что порядок отнесения к расходам сумм начисленных налогов имеет
отдельное нормативное регулирование в ст. 264 Кодекса и, соответственно, такие
расходы могут приниматься при определении налоговой базы в порядке,
предусмотренном специальным
положением пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса.
Таким образом, в
целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций в
установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке
не учитываются суммы налога с оборота, установленного законодательством
иностранного государства, предъявленные налогоплательщиком иностранному
покупателю в связи с реализацией работ и услуг на территории данного
иностранного государства.
При этом уплаченный
на территории иностранного государства налог с оборота при формировании
налоговой базы по налогу на прибыль
организаций в Российской Федерации также не учитывается.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
13.06.2007