Проблемная ситуация: Организация закупила товары и
материалы для производственной деятельности. При этом из подтверждающих
документов имеются только счета-фактуры. Накладные на передачу имущества
поставщик не представил. Вправе ли организация учесть в расходах при исчислении
налога на прибыль стоимость товаров и материалов только при наличии
счетов-фактур?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 июня 2007 г. N 03-03-06/1/392
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу отражения в составе
расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, суммы затрат на
закупку товаров и материалов для производственной деятельности и сообщает
следующее.
Из запроса следует, что компания закупила
товары и материалы для производственной деятельности. При этом из
подтверждающих документов есть только счета-фактуры. Накладные на передачу
имущества поставщик не представил.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях гл. 25 "Налог на
прибыль организаций" Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы
на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270
Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265
Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными
расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в
соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) документами,
косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной
декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о
выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые
затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности,
направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а
также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика
подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и
внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 Кодекса).
Подпунктом 1 п. 2 ст. 253 Кодекса
установлено, что к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе материальные расходы.
Перечень
материальных расходов приведен в ст. 254 Кодекса, в частности, пп. 1 п. 1 данной статьи к материальным расходам относит
расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве
товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо
являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ,
оказании услуг).
Таким образом, расходы на приобретение
товаров и материалов для целей налогового учета могут быть включены в состав
материальных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль в
соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 254 Кодекса.
Вместе с тем согласно п. 1 ст. 9
Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(далее - Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией,
должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными
учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к
учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных
форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не
предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные
п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
Функции по разработке и утверждению
альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных
версий Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 835
"О первичных учетных документах" были возложены на Государственный
комитет Российской Федерации по статистике. Так, Постановлением Госкомстата
России от 25.12.1998 N 132 утверждены Унифицированные формы первичной учетной
документации по учету торговых операций. Одной из утвержденных форм является
товарная накладная (форма N ТОРГ-12), которая применяется для оформления
продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации и вместе
с тем является первичным учетным документом, подтверждающим осуществление
затрат.
Учитывая изложенное, а также принимая во
внимание, что документы, косвенно подтверждающие произведенные затраты, могут
служить только дополнением к уже имеющимся первичным документам, считаем, что
расходы на закупку товаров и материалов не могут быть учтены в составе
расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, только на основании
счета-фактуры.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
25.06.2007