Текст письма опубликован
"Нормативные акты для бухгалтера",
2007, N 16
"Официальные документы"
(приложение к "Учет. Налоги. Право"), 2007, N 31
"Консультант", 2007, N 18
Проблемная ситуация: О неправомерности заполнения в
иностранной валюте форм первичных учетных документов, в том числе являющихся
основой для составления аналитических регистров налогового учета; о порядке
признания налогоплательщиком - покупателем услуг суммовой разницы в составе
расходов для целей исчисления налога на прибыль.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 июля 2007 г. N 03-03-06/2/127
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики <...> по вопросу учета услуг в иностранной
валюте сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходы, учитываемые для целей
налогообложения прибыли, должны быть экономически оправданны, подтверждены
документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации,
и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Требования к составлению и оформлению
первичных учетных документов установлены Федеральным законом от 21.11.1996 N
129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и среди обязательных реквизитов
содержат измерители хозяйственных операций в натуральном и денежном выражении.
При этом в соответствии с вышеназванным Законом бухгалтерский учет имущества,
обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской
Федерации - в рублях. Таким образом, первичный учетный документ должен быть
составлен в валюте Российской Федерации. Аналогичные требования предъявляются к
первичным учетным документам, являющимся основой для составления аналитических
регистров налогового учета.
Следовательно, заполнение указанных форм
в иностранной валюте будет являться нарушением требований законодательства
Российской Федерации, предъявляемых к первичным учетным документам.
В соответствии с п.
1 ст. 272 Кодекса расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом
положений гл. 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом)
периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты
денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений
ст. ст. 318 - 320 Кодекса.
Таким образом, организация, применяющая
порядок признания доходов и расходов по методу начисления, учитывает расходы по
приобретению услуг в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они
относятся, а именно на дату их приобретения.
В соответствии с п.
11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 Кодекса
внереализационными доходами (расходами) признаются доходы (расходы) в виде
положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от переоценки
имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг,
номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость
которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной
валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком
Российской Федерации.
Согласно пп. 2
п. 7 ст. 271 Кодекса у налогоплательщика-покупателя суммовая разница признается
доходом на дату погашения кредиторской задолженности за приобретенные товары
(работы, услуги), имущество, имущественные или иные права, а в случае
предварительной оплаты - на дату приобретения товара (работ, услуг), имущества,
имущественных или иных прав.
Согласно абз. 2
п. 9 ст. 272 Кодекса у налогоплательщика-покупателя суммовая разница признается
расходом на дату погашения кредиторской задолженности за приобретенные товары
(работы, услуги), имущество, имущественные или иные права, а в случае
предварительной оплаты - на дату приобретения товаров (работ, услуг),
имущества, имущественных или иных прав.
Учитывая изложенное,
суммовая разница у налогоплательщика - покупателя услуг признается расходом на
дату погашения кредиторской задолженности за приобретаемые услуги, а в случае
предварительной оплаты - на дату приобретения услуг.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
17.07.2007