Проблемная ситуация: В 2006 г. реструктуризирована
задолженность организации в государственные внебюджетные фонды, в связи с чем в 2006 и 2007 гг. произведено списание 85%
задолженности по начисленным пеням. Правомерно ли не учитывать в составе
доходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль суммы указанной
задолженности?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 августа 2007 г. N 03-03-06/4/107
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета в целях налогообложения
прибыли списанных сумм кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов,
пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней и сообщает следующее.
В соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль
организаций не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности
налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами
разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с
законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации. В отношении пеней и штрафов
указанное положение Кодекса вступило в силу с 1 января 2007 г. и
распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. (ст. 2
Федерального закона от 27.07.2006 N 144-ФЗ).
Согласно положениям п. 2 ст. 11 Кодекса,
действовавшим до 1 января 2007 г., используемое в целях Кодекса понятие
"бюджеты (бюджет)" отделено от понятия "внебюджетные фонды"
и включает федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации
(региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).
Федеральным законом
от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию
налогового администрирования" в п. 2 ст. 11 Кодекса внесены изменения,
вступившие в силу с 1 января 2007 г., в соответствии с которыми понятия
"бюджеты (бюджет)" и "внебюджетные фонды" в целях Кодекса не определяются.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного
кодекса Российской Федерации понятия "бюджет" и "государственный
внебюджетный фонд" в бюджетном законодательстве Российской Федерации также
разделены, и, следовательно, с 1 января 2007 г. эти понятия также раздельно
следует применять и в целях Кодекса.
Таким образом, норма пп.
21 п. 1 ст. 251 Кодекса не распространяется на доходы в виде списанной
задолженности по пеням и штрафам перед внебюджетными фондами. Такие доходы
учитывались в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных
доходов.
Одновременно
сообщаем, что Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении
изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые
другие законодательные акты Российской Федерации" пп.
21 п. 1 ст. 251 Кодекса изложен в новой редакции, согласно которой действие
указанного подпункта распространено и на доходы в виде списанной задолженности
по пеням и штрафам перед государственными внебюджетными фондами. Установлено также, что действие новой нормы Кодекса распространяется
на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
01.08.2007