Текст письма опубликован
"Официальные документы"
(приложение к "Учет. Налоги. Право"), 2007, N 33
"Нормативные акты для бухгалтера",
2007, N 19
"Консультант", 2007, N 22
Проблемная ситуация: Об отсутствии
оснований для учета в составе расходов при исчислении налога на прибыль
и налогообложения ЕСН сумм единовременных дополнительных выплат работникам в
виде материальной помощи к отпуску.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 августа 2007 г. N 03-03-06/4/103
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 12.07.2007 N 19-4/3171 по
отдельным вопросам применения налогового законодательства и сообщает следующее.
В соответствии со
ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы
налогоплательщика на оплату начисления работникам в денежной и (или)
натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные
начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные
поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников,
предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми
договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
При этом согласно
п. 23 ст. 270 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются расходы в
виде сумм материальной помощи работникам (в том числе для первоначального
взноса на приобретение и (или) строительство жилья, на полное или частичное
погашение кредита, предоставленного на приобретение и (или) строительство
жилья, беспроцентных или льготных ссуд на улучшение жилищных условий,
обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности).
Исходя из изложенного,
осуществляемые организацией единовременные дополнительные выплаты работникам в
виде материальной помощи к отпуску не могут учитываться при определении
налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Пунктом 1 ст. 236 Кодекса определено, что
объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков,
производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные
вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по
трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение
работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Согласно п. 3 ст. 236 Кодекса указанные
выплаты и иные вознаграждения не признаются объектом налогообложения единым
социальным налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не
отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль
организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Учитывая, что организация осуществляет
выплаты за счет средств, которые не уменьшают налоговую базу по налогу на
прибыль организаций, данные единовременные выплаты материальной помощи к отпуску
не признаются объектом налогообложения по единому социальному налогу.
Что касается вопроса об оценке Минфином
России налоговых последствий каких-либо деяний налогоплательщика, сообщаем, что
в соответствии со ст. 34.2 Кодекса Министерство финансов Российской Федерации
дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым
агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах
и сборах. Консультирование указанных лиц по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика
порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных
документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности
этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям
Минфина России не относятся.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
01.08.2007