Проблемная ситуация: Об учете в
составе расходов на оплату труда при исчислении налога на прибыль, а
также для целей налогообложения ЕСН и НДФЛ сумм превышения фактически
выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического
(среднего) заработка над максимальным размером пособия по временной
нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств ФСС РФ.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 августа 2007 г. N 03-04-05-01/287
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО и в
соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии со ст. 183 Трудового
кодекса Российской Федерации размеры пособий по временной нетрудоспособности и
условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.
Федеральным законом о бюджете Фонда
социального страхования Российской Федерации на текущий год устанавливается
максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и
родам.
Так, ст. 13 Федерального закона от
19.12.2006 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации
на 2007 год" установлено, что максимальный размер пособия по временной
нетрудоспособности и по беременности и родам, выплачиваемого из Фонда социального
страхования Российской Федерации, не может превышать 16 125 руб.
Однако размер фактически выплачиваемого
работодателем пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности
и родам, исчисленных согласно трудовым договорам и законодательству Российской
Федерации, может превышать сумму 16 125 руб.
В целях гл. 25
"Налог на прибыль организаций" Кодекса в расходы налогоплательщика на
оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или)
натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные
начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и
единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих
работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации,
трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (абз. 1 ст. 255 Кодекса).
Согласно п. 15 ст. 255 Кодекса к расходам
на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, расходы
на доплату до фактического заработка в случае временной утраты
трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в
случае если размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной
нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовому договору, превышает 16 125
руб., налогоплательщик имеет право отнести в соответствии с п. 15 ст. 255
Кодекса к расходам, уменьшающим полученные доходы в целях налогообложения
прибыли, сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной
нетрудоспособности в пределах фактического (среднего) заработка над
максимальным размером пособия по временной
нетрудоспособности, выплачиваемого из Фонда социального страхования Российской
Федерации.
В соответствии с п.
1 ст. 236 Кодекса для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу
физических лиц, объектом налогообложения единым социальным налогом признаются
выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу
физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых
является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений,
выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам,
занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.
При этом п. 3 ст. 236 Кодекса
установлено, что данные выплаты не признаются объектом налогообложения единым
социальным налогом у налогоплательщиков-организаций, если они не отнесены к
расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем
отчетном (налоговом) периоде.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат налогообложению
единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии
с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов
Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления,
в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за
больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.
Поскольку сумма превышения фактически
выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического
(среднего) заработка над максимальным размером пособия по временной
нетрудоспособности, выплачиваемого из Фонда социального страхования Российской
Федерации, отнесена к расходам, уменьшающим полученные доходы в целях
налогообложения прибыли, то такая сумма доплаты подлежит налогообложению единым
социальным налогом в общеустановленном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 217 Кодекса не
подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц государственные
пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая
пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации,
выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к
пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице,
беременности и родам.
Доплата до среднего заработка в сумме,
превышающей установленный Фондом социального страхования Российской Федерации
максимальный размер пособия по беременности и родам, в соответствии с трудовым
договором работника не может рассматриваться в качестве государственного
пособия, и, следовательно, облагается налогом на доходы физических лиц в
общеустановленном порядке.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
08.08.2007