Проблемная ситуация: О неправомерности уменьшения
организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, налоговой базы
по налогу на прибыль на сумму затрат по страхованию ответственности за
причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в
случае аварии на указанном объекте.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 августа 2007 г. N 03-03-06/1/613
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогового
учета расходов по страхованию ответственности за причинение вреда жизни,
здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 927 Гражданского
кодекса Российской Федерации страхование осуществляется на основании договоров имущественного
или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом
(страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
В ст. 3 Закона Российской Федерации от
27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
(далее - Закон) установлено, что страхование осуществляется в форме
добровольного страхования и обязательного страхования.
Добровольное страхование осуществляется
на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие
условия и порядок его осуществления. Правила страхования
принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков
самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и
Законом и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования,
о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы,
страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения,
исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях
сторон, об определении размера убытков или
ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой
выплате и иные положения.
Условия и порядок осуществления
обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах
обязательного страхования. Федеральный закон о конкретном виде обязательного
страхования должен содержать положения, определяющие:
а) субъекты страхования;
б) объекты, подлежащие страхованию;
в) перечень страховых случаев;
г) минимальный размер страховой суммы или
порядок ее определения;
д) размер, структуру или порядок
определения страхового тарифа;
е) срок и порядок уплаты страховой премии
(страховых взносов);
ж) срок действия договора страхования;
з) порядок определения размера страховой
выплаты;
и) контроль за осуществлением
страхования;
к) последствия неисполнения или
ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования;
л) иные положения.
Из письма следует, что в соответствии с
п. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной
безопасности опасных производственных объектов" организация,
эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать
ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и
окружающей среде. Поэтому в данном случае страхование ответственности за
причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде
является обязательным условием для осуществления деятельности, но не является
видом обязательного страхования.
В ст. 263 Налогового кодекса Российской
Федерации приведен перечень видов добровольного страхования. Этот перечень
является закрытым. Страхование ответственности за причинение вреда жизни,
здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде организацией,
эксплуатирующей опасный производственный объект, в этот перечень не включено.
Учитывая изложенное, полагаем, что
организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, не имеет права
учитывать в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затраты по
страхованию ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу
других лиц и окружающей среде.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
29.08.2007