Текст письма опубликован
"Официальные документы"
(приложение к "Учет. Налоги. Право"), 2007, N 35
Проблемная ситуация: О порядке
признания при исчислении налога на прибыль расходов на рекламу в отношении
комбинированных рекламных продуктов с использованием товарного знака,
являющегося частью фирменного наименования организации и используемого ею на
законных основаниях.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 сентября 2007 г. N 03-03-06/3/17
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу
признания при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль расходов на
рекламу и сообщает следующее.
На основании ст. 11 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) институты, понятия и термины
гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской
федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они
используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено
Кодексом.
Согласно ст. 2
Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон
N 108-ФЗ) (утратившего силу с 01.07.2006) реклама - это распространяемая в
любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом
лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена
для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к
этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Использование в рекламе объектов исключительных прав (интеллектуальной
собственности) допускается в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации.
В соответствии со
ст. 22 Закона РФ от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках
обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон N
3520-1) использованием товарного знака считается применение его на товарах, для
которых товарный знак зарегистрирован, и (или) их упаковке правообладателем или
лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора. Использованием может быть признано также применение товарного знака в
рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при
демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Российской
Федерации.
Статьей 26 Закона N 3520-1 предусмотрено,
что право на использование товарного знака может быть предоставлено правообладателем
(лицензиаром) другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую
деятельность физическому лицу (лицензиату) по лицензионному договору в
отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.
В соответствии с пп.
28 п. 1 ст. 264 Кодекса в состав прочих расходов, связанных с производством и
реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или)
реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания,
включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264
Кодекса.
Пунктом 4 ст. 264 Кодекса предусмотрен
перечень расходов, которые могут быть учтены организацией как расходы на
рекламу в целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
Предусмотренные указанным пунктом расходы принимаются к вычету при определении
налогооблагаемой базы при наличии, соответственно, подтверждающих данные
расходы документов. Расходы налогоплательщика на иные виды рекламы, не
указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 Кодекса,
осуществленные им в течение налогового (отчетного) периода, для целей
налогообложения прибыли организаций признаются в размере, не превышающем 1
процента выручки, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса.
В случае если
товарный знак является частью фирменного наименования организации-налогоплательщика
и используется им на законных основаниях, то, по нашему мнению, комбинированный
рекламный продукт с использованием данного товарного знака отвечает критериям,
установленным ст. 2 Закона N 108-ФЗ, и затраты на такую рекламу могут быть
отнесены налогоплательщиком к прочим расходам, связанным с производством и
реализацией, на основании пп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 Кодекса как расходы на рекламу производимых
(приобретенных) и (или) реализуемых товаров, товарного знака.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
10.09.2007