Проблемная ситуация: Об исчислении налога на имущество
в отношении основных средств (зданий) образовательного учреждения
(Санкт-Петербург), находящихся в пользовании его филиалов в Мурманской области
и учитываемых на балансе учреждения; об использовании льготы по налогу на
имущество, установленной Законом Санкт-Петербурга; о порядке представления
декларации по налогу на имущество в отношении указанного имущества.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 октября 2007 г. N 03-05-06-01/120
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо образовательного учреждения,
зарегистрированного в г. Санкт-Петербурге, о налогообложении основных средств
(зданий), находящихся в пользовании филиалов в Мурманской области и учитываемых
на балансе учреждения в г. Санкт-Петербурге, и сообщает.
1. Статьей 373 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определено, что
налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются российские
организации.
В соответствии со ст. 374 Налогового
кодекса объектом налогообложения для российских организаций признается движимое
и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение,
пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную
деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных
средств в соответствии с установленным порядком
ведения бухгалтерского учета.
При определении налоговой базы имущество,
признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости,
сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского
учета, утвержденным в учетной политике организации (п. 1 ст. 375 Налогового
кодекса).
Пунктом 3 ст. 5 Федерального закона от
21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что
организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о
бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский
учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры,
отрасли и других особенностей деятельности.
В соответствии с п.
1 ст. 376 Налогового кодекса налоговая база по налогу на имущество организаций
определяется российской организацией отдельно в отношении имущества,
подлежащего налогообложению по местонахождению организации, в отношении
имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный
баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне
местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего
отдельный баланс, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
2. Статьей 385
Налогового кодекса установлены особенности исчисления и уплаты налога в
отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения
организации или ее обособленного подразделения, в соответствии с которыми
организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся
вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего
отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по
местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в
сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на
территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой
расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (средней
стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в
соответствии со ст. 376 Налогового кодекса, в отношении каждого объекта
недвижимого имущества.
Подпункт 8 п. 1 ст.
11.1 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 N 81-11 "О налоговых
льготах" (далее - Закон СПб N 81-11) установлено, что от уплаты налога на
имущество организаций освобождаются организации в отношении объектов
социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства,
образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального
обеспечения.
Поэтому если местом
нахождения образовательного учреждения (государственной регистрации
организации) является г. Санкт-Петербург, то, учитывая нормы ст. 385 Налогового
кодекса, организация вправе использовать налоговую льготу по налогу на
имущество организаций, установленную пп. 8 п. 1 ст.
11.1 Закона СПб N 81-11, в отношении имущества, учтенного на балансе
организации в г. Санкт-Петербурге, за исключением объектов недвижимого
имущества, фактически находящихся вне местонахождения образовательного учреждения за пределами территории г. Санкт-Петербурга.
3. Согласно ст. 386
Налогового кодекса налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и
налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению,
по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего
отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого
имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и
уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую
декларацию по налогу.
Поэтому налоговая декларация (расчет по
авансовому платежу) по используемым филиалами образовательного учреждения
основным средствам (зданиям), находящимся за пределами г. Санкт-Петербурга,
представляется в соответствующий налоговый орган по месту нахождения объектов
недвижимого имущества в Мурманской области.
В отношении филиалов образовательного
учреждения, находящихся в Мурманской области, отмечаем, что налог, исчисленный
по имуществу, учитываемому на отдельном балансе филиалов, уплачивается по месту
нахождения филиалов. При этом налоговая декларация (расчет) в
отношении имущества, учтенного на балансе филиалов, и объектов недвижимого
имущества, фактически находящихся в Мурманской области в пользовании данных
филиалов и учитываемых на балансе образовательного учреждения в г.
Санкт-Петербурге, может быть представлена в порядке, установленном п. 1.4 Инструкции
по заполнению налоговой декларации (расчета по авансовому платежу) по налогу на
имущество организаций, утвержденной Приказом МНС России от 23.03.2004 N
САЭ-3-21/224.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
22.10.2007