Проблемная ситуация: О полномочиях Банка России по
применению мер противодействия легализации доходов, полученных преступным
путем.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 октября 2007 г. N 07-02-06/59
В Минфине России совместно с Росфинмониторингом и Банком России рассмотрено письмо и
сообщается следующее.
В соответствии с
Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее -
Федеральный закон N 115-ФЗ) контроль за исполнением физическими и юридическими
лицами указанного Закона в части фиксирования, хранения и представления
информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за
организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными
органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
В соответствии с Федеральным законом
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее -
Федеральный закон N 86-ФЗ) Банк России осуществляет надзор за деятельностью
кредитных организаций. При этом согласно Федеральному закону N 115-ФЗ Банк
России согласовывает с Росфинмониторингом как
федеральным органом исполнительной власти, принимающим меры по противодействию
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма (далее - ПОД/ФТ), Рекомендации по разработке кредитными
организациями правил внутреннего контроля, а также порядок представления
кредитными организациями информации в Росфинмониторинг.
В соответствии с
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 268-О о
проверке конституционности ч. 3 ст. 75 Федерального закона N 86-ФЗ статус Банка
России установлен Конституцией Российской Федерации, в ст. 75 которой
определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и в
качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля. Банк России осуществляет банковское регулирование и надзор
посредством принятия нормативно-правовых актов. Нормотворческие полномочия
Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по
установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических
и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и
требующим правового регулирования.
Учитывая изложенное, установление
Федеральным законом N 115-ФЗ особых правил его исполнения кредитными
организациями является объективно оправданным и соответствующим цели реализации
функций Банка России, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального
закона N 115-ФЗ нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными
средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии,
требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, может повлечь отзыв
лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской
деятельности" (далее - Федеральный закон N 395-1) и Федеральным законом N
86-ФЗ Банк России в случае нарушения кредитной организацией федеральных
законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов в зависимости от
фактических обстоятельств может применять к кредитным организациям не только
такую исключительную меру, как отзыв лицензии на осуществление банковских
операций, но и иные меры ответственности, установленные ст. 74
Федерального закона N 86-ФЗ, обеспечивающие соблюдение принципов справедливости
и соразмерности наказания при привлечении к ответственности за нарушения.
Право Банка России на
отзыв у кредитных организаций лицензии на проведение банковских операций за
неисполнение законодательства Российской Федерации в области ПОД/ФТ
соответствует Рекомендациям 17, 23 и 29 Сорока Рекомендаций Группы разработки
финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).
Названные
Рекомендации ФАТФ обязывают страны - члены ФАТФ применять к финансовым
учреждениям адекватные меры регулирования и надзора, наделять соответствующие
национальные органы полномочиями для мониторинга и обеспечения соблюдения
финансовыми учреждениями требований законодательства в области ПОД/ФТ, а также
обеспечить возможность применения эффективных, пропорциональных и
профилактических санкций в отношении лиц, нарушающих требования законодательства
в области ПОД/ФТ.
Кроме того, наделение надзорных органов
полномочиями по применению адекватных мер регулирования и надзора в отношении
банков, включая возможность отзыва банковской лицензии, в целях предотвращения
вовлечения банков в преступную деятельность предусмотрено 18 и 23 Принципами
эффективного банковского надзора Базельского комитета
банковского надзора.
Международными
конвенциями, ратифицированными Российской Федерацией (Конвенция об отмывании,
выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от
08.11.1990, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности
от 15.11.2000, Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2003, Международная
конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 09.12.1999), предусмотрено,
что страны-участники обеспечивают, чтобы к юридическим лицам применялись
соразмерные и эффективные уголовные, административные или гражданско-правовые
санкции, оказывающие сдерживающее
воздействие и учитывающие степень опасности подобного рода преступлений.
Принятие Банком
России решения об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление
банковских операций по основаниям, установленным ч. 1 ст. 20 Федерального
закона N 395-1, сопровождается проведением всестороннего анализа деятельности такой
кредитной организации не только на предмет наличия фактов неисполнения
федеральных законов, но и на предмет объема (количества) проводимых кредитной
организацией операций, наличия (отсутствия) фактов, угрожающих законным
интересам кредиторов и вкладчиков, и
стабильности банковской системы в целом.
Директор Департамента регулирования
государственного финансового контроля,
аудиторской деятельности,
бухгалтерского учета и отчетности
Л.З.ШНЕЙДМАН
23.10.2007