| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: О полномочиях Банка России по применению мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 23 октября 2007 г. N 07-02-06/59

 

В Минфине России совместно с Росфинмониторингом и Банком России рассмотрено письмо и сообщается следующее.

В соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) контроль за исполнением физическими и юридическими лицами указанного Закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ) Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций. При этом согласно Федеральному закону N 115-ФЗ Банк России согласовывает с Росфинмониторингом как федеральным органом исполнительной власти, принимающим меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ), Рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля, а также порядок представления кредитными организациями информации в Росфинмониторинг.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 268-О о проверке конституционности ч. 3 ст. 75 Федерального закона N 86-ФЗ статус Банка России установлен Конституцией Российской Федерации, в ст. 75 которой определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля. Банк России осуществляет банковское регулирование и надзор посредством принятия нормативно-правовых актов. Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования.

Учитывая изложенное, установление Федеральным законом N 115-ФЗ особых правил его исполнения кредитными организациями является объективно оправданным и соответствующим цели реализации функций Банка России, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, может повлечь отзыв лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон N 395-1) и Федеральным законом N 86-ФЗ Банк России в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов в зависимости от фактических обстоятельств может применять к кредитным организациям не только такую исключительную меру, как отзыв лицензии на осуществление банковских операций, но и иные меры ответственности, установленные ст. 74 Федерального закона N 86-ФЗ, обеспечивающие соблюдение принципов справедливости и соразмерности наказания при привлечении к ответственности за нарушения.

Право Банка России на отзыв у кредитных организаций лицензии на проведение банковских операций за неисполнение законодательства Российской Федерации в области ПОД/ФТ соответствует Рекомендациям 17, 23 и 29 Сорока Рекомендаций Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).

Названные Рекомендации ФАТФ обязывают страны - члены ФАТФ применять к финансовым учреждениям адекватные меры регулирования и надзора, наделять соответствующие национальные органы полномочиями для мониторинга и обеспечения соблюдения финансовыми учреждениями требований законодательства в области ПОД/ФТ, а также обеспечить возможность применения эффективных, пропорциональных и профилактических санкций в отношении лиц, нарушающих требования законодательства в области ПОД/ФТ.

Кроме того, наделение надзорных органов полномочиями по применению адекватных мер регулирования и надзора в отношении банков, включая возможность отзыва банковской лицензии, в целях предотвращения вовлечения банков в преступную деятельность предусмотрено 18 и 23 Принципами эффективного банковского надзора Базельского комитета банковского надзора.

Международными конвенциями, ратифицированными Российской Федерацией (Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 08.11.1990, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000, Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2003, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 09.12.1999), предусмотрено, что страны-участники обеспечивают, чтобы к юридическим лицам применялись соразмерные и эффективные уголовные, административные или гражданско-правовые санкции, оказывающие сдерживающее воздействие и учитывающие степень опасности подобного рода преступлений.

Принятие Банком России решения об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций по основаниям, установленным ч. 1 ст. 20 Федерального закона N 395-1, сопровождается проведением всестороннего анализа деятельности такой кредитной организации не только на предмет наличия фактов неисполнения федеральных законов, но и на предмет объема (количества) проводимых кредитной организацией операций, наличия (отсутствия) фактов, угрожающих законным интересам кредиторов и вкладчиков, и стабильности банковской системы в целом.

 

Директор Департамента регулирования

государственного финансового контроля,

аудиторской деятельности,

бухгалтерского учета и отчетности

Л.З.ШНЕЙДМАН

23.10.2007

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024