Проблемная ситуация: Может ли банк в целях исчисления
налога на прибыль использовать резерв на возможные потери по ссудам, по ссудной
и приравненной к ней задолженности на погашение убытков в виде ссуд, нереальных
для взыскания, согласно критериям, установленным Положением ЦБ РФ от 26.03.2004
N 254-П?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 октября 2007 г. N 03-03-06/2/198
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
погашения в целях налогообложения прибыли организаций убытков в виде
безнадежной ссудной задолженности за счет сформированного резерва на возможные
потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности и
сообщает следующее.
В соответствии с п.
1 ст. 292 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы
отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к
ней задолженности, сформированные в порядке, установленном Центральным банком
Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)", признаются расходом с учетом
ограничений, предусмотренных указанной статьей Кодекса.
На основании Федеральных законов "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и
банковской деятельности" Центральным банком Российской Федерации
утверждено Положение от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования
кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и
приравненной к ней задолженности" (далее - Положение).
Пунктом 2.3
Положения за кредитной организацией закреплена обязанность отражения во
внутренних документах процедуры принятия и исполнения решений по списанию с
баланса кредитной организации нереальных для взыскания ссуд, т.е. ссуд, в
отношении которых кредитной организацией предприняты все необходимые и
достаточные юридические и фактические действия по их взысканию, а также по
реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде (реализация залога, обращение требования к гаранту (поручителю)), и
проведение дальнейших действий по взысканию ссуды либо по реализации прав,
вытекающих из наличия обеспечения по ссуде, юридически невозможно и (или) когда
предполагаемые издержки кредитной организации будут выше получаемого
результата, включая указания на документы и (или) акты уполномоченных
государственных органов, необходимые и достаточные для принятия решения о
списании ссуды с баланса кредитной организации.
При этом Департамент обращает внимание,
что процедура досрочного списания нереальных ко
взысканию ссуд, в отношении которых банком предприняты все меры, перечисленные
в п. 2.3 Положения, в целях налогообложения прибыли применима только к
потребительским кредитам, выданным физическим лицам.
В отношении остальных видов кредита банки
в целях налогообложения прибыли при признании ссудной задолженности безнадежной
(нереальной ко взысканию) применяют критерии,
установленные п. 2 ст. 266 Кодекса.
Одновременно
сообщаем, что п. 38 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О
внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и
некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" в п. 2 ст. 292
Кодекса внесено дополнение, разрешающее банкам с 1 января 2008 г. в целях
налогообложения прибыли сумму резервов на возможные потери по ссудам, отнесенную
на расходы, использовать при списании с
баланса кредитной организации безнадежной задолженности по ссудам в порядке,
установленном Центральным банком Российской Федерации.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
30.10.2007