Проблемная ситуация: Единственной деятельностью ОАО
является выполнение мобилизационного задания по договору с федеральным
агентством. При осуществлении данного вида деятельности ОАО использует
земельные участки для хранения мобилизационного резерва. Являются ли указанные
земельные участки объектом налогообложения по земельному налогу?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 октября 2007 г. N 03-05-06-02/124
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о признании земельных
участков, используемых для хранения мобилизационного резерва, объектами
налогообложения по земельному налогу и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 388 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного
налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками на
праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве
пожизненного наследуемого владения.
На основании п. 1 ст. 131 Гражданского
кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на
недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение
подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами,
осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с
ней.
Таким образом, основанием для уплаты
земельного налога является документ, подтверждающий право собственности или
постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.
Объектом налогообложения по земельному
налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального
образования, на территории которого введен налог. При этом согласно пп. 3 п. 2 ст. 389 Кодекса объектом налогообложения не
признаются, в частности, земельные участки, ограниченные в обороте в
соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для
обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Согласно пп. 5
п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте
земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности,
оборонной промышленности и таможенных нужд.
В соответствии с Земельным кодексом
Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделяются по целевому
назначению на категории, одной из которых являются земли промышленности,
энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли
для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли
иного специального назначения (земли промышленности и иного специального
назначения).
Земли промышленности и иного специального
назначения подразделяются в зависимости от характера специальных задач, для
решения которых они используются или предназначены.
Так, согласно п. 1
ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности
признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения
деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих
функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории
Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской
Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях,
и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям,
предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами.
В целях обеспечения обороны могут
предоставляться земельные участки для: строительства, подготовки и поддержания
в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и
других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных
мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной,
специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест
уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных
ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и
другие) (п. 2 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации).
Одновременно отмечаем, что отнесение
земель к категориям, перевод их из одной категории в другую регулируется
Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 8) и Федеральным законом от
21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной
категории в другую".
Таким образом, исключение из объектов
налогообложения по земельному налогу земельных участков, ограниченных в
обороте, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, оборонной
промышленности, связано с категорией земель, их целевым назначением, а также
формой собственности на земельный участок.
На основании изложенного считаем, что для
признания (непризнания) земельных участков ОАО объектами налогообложения по
земельному налогу необходимы документы, подтверждающие отнесение указанных
земельных участков к землям обороны и безопасности.
Одновременно сообщаем, что по вопросу
отнесения земельных участков, используемых организацией для хранения
мобилизационного резерва, следует обращаться в Минэкономразвития России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
30.10.2007