| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Организация, не являясь оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, оказывает услуги зонового и местного завершения вызова. Применим ли п. 2 ст. 40 НК РФ, если цены на данные услуги различаются более чем на 20%? Учитывается ли организацией при исчислении налога на прибыль плата оператору, занимающему существенное положение в сети связи общего пользования, за обслуживание точек присоединения, если цены организации на услуги завершения вызова в свою сеть связи превышают цены на те же услуги, оказываемые организации оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, и плата за обслуживание точек присоединения состоит из стоимости обслуживания и соответствующей суммы возмещения (п. 24 Правил государственного регулирования цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2005 N 627)?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 20 ноября 2007 г. N 03-02-07/1-493

 

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики с участием ФНС России рассмотрено письмо по вопросам о применении ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при оказании услуг в сетях зоновой и местной связи, а также правомерности отнесения на затраты для целей налогообложения понесенных организацией расходов по обслуживанию точек присоединения "существенными" операторами и сообщается следующее.

1. В соответствии со ст. 40 Кодекса налоговым органам предоставлено право на вынесение мотивированных решений о доначислении налогов и пеней на основе рыночных цен соответствующих товаров (работ, услуг) только в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 40 Кодекса, когда цены товаров (работ, услуг), примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночных цен идентичных (однородных) товаров (работ, услуг).

Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. п. 4 - 11 ст. 40 Кодекса.

В силу п. 6 ст. 40 Кодекса идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.

Пунктом 7 ст. 40 Кодекса установлено, что однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

Как следует из письма, организация, не являясь оператором, занимающим существенного положения в сети связи общего пользования, получила лицензию на оказание услуг местной телефонной связи и оказывает услуги зонового завершения вызова и услуги местного завершения вызова. Также из письма следует, что, основываясь на нормативных документах в области связи, организация при заключении договоров на оказание вышеназванных услуг самостоятельно устанавливает цены на них, причем превышающие цены на те же услуги, оказываемые ему оператором связи, занимающим существенное положение. При этом налогоплательщик считает, что вышеперечисленные услуги не являются однородными, поскольку оказываются в сетях, отличающихся как техническим оснащением, так и с точки зрения обслуживания оснащения.

Правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 N 161, утвержден Перечень услуг по пропуску трафика, оказываемых оператором сети телефонной связи (далее - Перечень).

Согласно п. 1 Перечня к услугам завершения вызова на сеть другого оператора связи относятся в том числе:

услуга зонового завершения вызова (деятельность, направленная на обеспечение пропуска трафика от точки присоединения на зоновом уровне присоединения к пользовательскому (оконечному) оборудованию, подключенному к сети связи другого оператора связи);

услуга местного завершения вызова (деятельность, направленная на обеспечение пропуска трафика от точки присоединения на местном или абонентском уровне присоединения к пользовательскому (оконечному) оборудованию, подключенному к сети связи другого оператора связи).

Таким образом, услуги зонового завершения вызова и местного завершения вызова оказываются на разных уровнях присоединения к пользовательскому (оконечному) оборудованию, что может являться основанием для признания этих услуг неоднородными.

В то же время для однозначного ответа на данный вопрос необходимо провести более тщательный анализ всех обстоятельств, влияющих на формирование цен на услуги зонового и местного завершения вызова, что возможно только при проведении мероприятий налогового контроля.

Таким образом, правомерность реализации налоговым органом права, установленного п. 2 ст. 40 Кодекса, будет зависеть от фактических обстоятельств и конкретных условий, послуживших основанием для осуществления проверки правильности применения цен по соответствующим сделкам.

2. В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса в целях гл. 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что в законодательстве о налогах и сборах не используется понятие экономической целесообразности и не регулируется порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Кодексом.

Учитывая изложенное, экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы оператора телефонной связи по оплате услуг обслуживания точек присоединения, оказываемых оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, в соответствии с п. 24 Правил государственного регулирования цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2005 N 627, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

20.11.2007

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018