| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Вправе ли банк при списании с баланса нереальных ко взысканию потребительских кредитов физлицам за счет резервов на возможные потери по ссудам прекратить начисление процентов по таким ссудам в целях исчисления налога на прибыль? Вправе ли банк включить в состав внереализационных расходов задолженность в виде процентов по таким кредитам, которые банк ранее учитывал в составе доходов для целей исчисления налога на прибыль и по которым не сформирован резерв по сомнительным долгам?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 17 декабря 2007 г. N 03-03-06/2/231

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу формирования резерва на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 292 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных ст. 292 НК РФ.

На основании Федеральных законов "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности" Центральным банком Российской Федерации утверждено Положение от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение).

Пунктом 2.3 Положения за кредитной организацией закреплена обязанность отражения во внутренних документах процедуры принятия и исполнения решений по списанию с баланса кредитной организации нереальных для взыскания ссуд, т.е. ссуд, в отношении которых кредитной организацией предприняты все необходимые и достаточные юридические и фактические действия по их взысканию, а также по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде (реализация залога, обращение требования к гаранту (поручителю)), и проведение дальнейших действий по взысканию ссуды либо по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде, юридически невозможно и (или) когда предполагаемые издержки кредитной организации будут выше получаемого результата, включая указания на документы и (или) акты уполномоченных государственных органов, необходимые и достаточные для принятия решения о списании ссуды с баланса кредитной организации.

При этом Департамент обращает внимание на то, что процедура досрочного списания нереальных к взысканию ссуд, в отношении которых кредитной организацией предприняты все меры, перечисленные в п. 2.3 Положения, в целях налогообложения прибыли применима только к потребительским кредитам, выданным физическим лицам.

При досрочном списании с баланса указанных потребительских кредитов, нереальных к взысканию, восстанавливается соответствующая сумма ранее списанного на расходы резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности.

Согласно положениям гл. 8 Положения размер списываемых потребительских кредитов не должен превышать 1 процента от величины собственных средств кредитной организации.

По мнению Департамента, при списании потребительских кредитов, нереальных к взысканию, одновременно прекращается начисление процентов по указанным кредитам.

Указанные суммы списанных с баланса потребительских кредитов и процентов по ним в дальнейшем учитываются на соответствующих забалансовых счетах в течение пяти лет.

Что касается задолженности в виде процентов, которые кредитная организация учитывала в доходах для целей налогообложения прибыли организаций, сообщаем следующее.

Согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Подпунктом 2 п. 2 ст. 265 НК РФ установлено, что в целях гл. 25 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности, суммы безнадежных долгов, а в случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

В соответствии с п. 2 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации по обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

Таким образом, задолженность в виде процентов, которые кредитная организация учитывала в доходах для целей налогообложения прибыли организаций, и по которой не сформирован резерв по сомнительным долгам, по нашему мнению, может быть признана безнадежным долгом (в частности, по окончании срока исковой давности), который кредитная организация вправе учесть в расходах для целей налогообложения прибыли организаций на основании и в соответствии с вышеуказанными положениями НК РФ.

При этом срок исковой давности, по нашему мнению, начинает течь с момента, когда в соответствии с условиями кредитного договора заемщик обязан вернуть полученную денежную сумму.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

17.12.2007

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018