| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Что следует понимать под срочными пенсионными вкладами и в каком порядке облагаются НДФЛ доходы по таким вкладам? В каком порядке подлежат налогообложению НДФЛ доходы в виде процентов по вкладам в банке в случае изменения ставки рефинансирования?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 18 января 2008 г. N 03-04-05-01/6

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц и сообщает, что согласно п. 11.3 Регламента Минфина России, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, обращения по оценке конкретных хозяйственных операций в Департаменте не рассматриваются.

Что касается разъяснения налогоплательщикам вопросов применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, то в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сообщаем следующее.

1. О налогообложении доходов по срочным пенсионным вкладам.

В соответствии со ст. 224 Кодекса в отношении процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в течение периода, за который начислены проценты, ставка налога на доходы физических лиц устанавливается в размере 35 процентов.

До 1 января 2008 г. в отношении процентных доходов по срочным пенсионным вкладам, внесенным на срок не менее шести месяцев, в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России, ставка налога на доходы физических лиц была установлена в размере 13 процентов.

То есть условием применения к полученным процентным доходам ставки в размере 13 процентов являлась принадлежность вклада к срочному пенсионному вкладу.

Российское законодательство не содержит определения термина "срочный пенсионный вклад". Установление содержания данного термина, используемого, в частности, в вышеуказанной статье Кодекса, может быть осуществлено исходя из нижеследующего.

Согласно ст. 837 Гражданского кодекса Российской Федерации основное деление вкладов на виды осуществляется по срокам их возврата.

Договор банковского вклада, заключенный на условиях возврата по истечении определенного договором срока, относится к срочным вкладам. При этом по целевому назначению срочные вклады можно подразделить на вклады к рождению ребенка, достижению им определенного возраста, к бракосочетанию и т.п.

С учетом вышеизложенного к срочным пенсионным вкладам могут быть отнесены, например, вклады со сроком их возврата по достижении установленного законом пенсионного возраста.

К срочным пенсионным вкладам могут быть также отнесены вклады физических лиц, образующиеся за счет сумм пенсий, перечисляемых органами социальной защиты населения.

Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2008 г., положение об особом порядке налогообложения процентных доходов по срочным пенсионным вкладам, внесенным на срок не менее шести месяцев, из п. 2 ст. 224 Кодекса исключено.

2. О налогообложении процентов по вкладам.

В соответствии с п. 27 ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению доходы в виде процентов, получаемых налогоплательщиками по рублевым вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если проценты по этим вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в течение периода, за который начислены указанные проценты.

Следовательно, при расчете налоговой базы в отношении доходов физических лиц в виде процентов по вкладам в банках необходимо принимать во внимание две суммы - сумму фактически выплаченных процентов по вкладу и сумму, рассчитанную исходя из действующих ставок рефинансирования Банка России в течение периода, за который начислены выплаченные проценты.

То есть общая сумма фактически выплаченных процентов за какой-либо период сравнивается с расчетной суммой процентов за этот же период, определяемой исходя из ставки (ставок) рефинансирования Банка России, действующей в данном периоде.

Снижение ставки рефинансирования Банка России за какой-либо период может привести к возникновению у физического лица налогооблагаемого дохода в виде процентов по банковскому вкладу за этот же период.

В случае изменения ставки рефинансирования Банка России новая ставка рефинансирования должна применяться при расчете не подлежащей налогообложению суммы процентов с даты ее установления. То есть обратной силы новая ставка рефинансирования не имеет.

Пунктом 6 ст. 3 Кодекса установлено, что "акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить". Выражение "какие налоги" имеет в виду виды налогов, порядок определения налоговой базы по налогу, а не их величину, на которую, например, может влиять уровень цен на товары и услуги, уровень различных процентных ставок, курсы валют, меняющиеся в зависимости от рыночной конъюнктуры. При этом сам порядок определения налоговой базы остается неизменным.

Вместе с тем вышеупомянутым Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ п. 27 ст. 217 Кодекса дополнен абзацем, предусматривающим освобождение от налогообложения процентов по рублевым вкладам, которые на дату заключения договора либо продления договора были установлены в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, при условии, что в течение периода начисления процентов размер процентов по вкладу не повышался и с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, прошло не более трех лет.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

18.01.2008

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018