| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: О налогообложении налогом на прибыль опционных сделок, совершаемых негосударственным пенсионным фондом, в том числе: 1) об учете доходов и расходов по опционным сделкам в виде уплаченной (полученной) премии; 2) об определении расчетной цены финансового инструмента срочных сделок, базисным активом которого являются ценные бумаги, обращающиеся на ОРЦБ; 3) об учете суммы переоценки прав (требований) по такой сделке.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 18 февраля 2008 г. N 03-03-06/4/9

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения прибыли, полученной по опционным сделкам, и сообщает следующее.

1. Порядок налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок установлен ст. ст. 301 - 305 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии с п. 1 ст. 301 Кодекса в целях гл. 25 Кодекса под финансовыми инструментами срочных сделок (сделок с отсрочкой исполнения) понимаются соглашения участников срочных сделок (сторон сделки), определяющие их права и обязанности в отношении базисного актива, в том числе фьючерсные, опционные, форвардные контракты, а также соглашения участников срочных сделок, не предполагающие поставку базисного актива, но определяющие порядок взаиморасчетов сторон сделки в будущем в зависимости от изменения цены или иного количественного показателя базисного актива по сравнению с величиной указанного показателя, которая определена (либо порядок определения которой установлен) сторонами при заключении сделки.

Порядок налогового учета операций с финансовыми инструментами срочных сделок при применении метода начисления установлен ст. 326 Кодекса.

В соответствии со ст. 326 Кодекса налогоплательщик на дату заключения сделки отражает в аналитическом учете сумму возникших требований (обязательств) к контрагентам, исходя из условий сделки и требований (обязательств) в отношении базисного актива (в том числе товаров, денежных средств, драгоценных металлов, ценных бумаг, индекса цен или ставок).

Налоговая база определяется налогоплательщиком на дату исполнения срочной сделки. По сделкам, носящим длительный характер, налоговая база определяется налогоплательщиком также на дату окончания отчетного (налогового) периода.

Если по условиям сделки предусмотрено проведение промежуточных расчетов при изменении стоимостной оценки требований (обязательств) в связи с падением (ростом) официальных курсов иностранных валют к российскому рублю либо рыночных (биржевых) цен на товары, налогоплательщик определяет доходы (расходы) на каждую дату проведения таких расчетов в соответствии с условиями сделки.

При увеличении (уменьшении) рублевого эквивалента требований (обязательств) в иностранной валюте в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к российскому рублю либо при увеличении (уменьшении) требований (обязательств) в связи с изменением рыночных котировок базисного актива сумма положительных (отрицательных) разниц либо увеличения (снижения) требований (обязательств), образовавшаяся за период с даты заключения сделки (даты окончания предыдущего отчетного (налогового) периода) до даты исполнения сделки (окончания отчетного (налогового) периода), включается в состав доходов (расходов), формирующих налоговую базу по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.

В случае если опционная сделка в соответствии с применяемой налогоплательщиком учетной политикой квалифицируется для целей налогообложения прибыли как операция с финансовым инструментом срочных сделок, налогообложение прибыли при заключении такой сделки осуществляется в соответствии с положениями ст. ст. 301 - 305 Кодекса.

Обоснованные и документально подтвержденные расходы в виде премии, уплаченной по опционному контракту, учитываются при определении налоговой базы в порядке, предусмотренном ст. ст. 302 и 303 Кодекса, в зависимости от того, обращается такой финансовый инструмент срочных сделок на организованном рынке или нет.

При этом, учитывая положения ст. ст. 271 и 272 Кодекса, датой признания расходов и доходов по опционным контрактам в виде уплаченной (полученной) премии признается дата расчетов по этой премии в соответствии с условиями заключенных договоров.

2. В соответствии с п. 2 ст. 305 Кодекса в отношении финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, для целей налогообложения фактическая цена сделки признается рыночной ценой, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) цена соответствующей сделки находится в интервале цен по аналогичному (однородному) финансовому инструменту срочных сделок, зарегистрированному организатором торговли на торгах в дату заключения такой сделки или на ближайших торгах, состоявшихся до указанной даты;

2) цена соответствующей сделки находится в пределах 20 процентов в сторону повышения или понижения от средневзвешенной цены аналогичного (однородного) финансового инструмента срочной сделки, рассчитанной организатором торговли в соответствии с установленными им правилами по итогам торгов в дату заключения такой сделки или по итогам ближайших торгов, состоявшихся до указанной даты.

В случае отсутствия информации о результатах торгов по аналогичным (однородным) финансовым инструментам срочных сделок фактическая цена сделки признается для целей налогообложения рыночной ценой, если фактическая цена сделки отличается не более чем на 20 процентов от расчетной цены этого финансового инструмента срочных сделок, которая в свою очередь может быть определена на дату заключения срочной сделки с учетом конкретных условий заключенной срочной сделки, особенностей обращения и цены базисного актива, уровня процентных ставок на денежные средства в соответствующей валюте и иных показателей, информация о которых может служить основанием для такого расчета.

Таким образом, в случае отсутствия информации о результатах торгов по аналогичным (однородным) финансовым инструментам срочных сделок основанием для определения расчетной цены финансового инструмента срочных сделок, базисным активом которого являются ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, может служить в том числе отклонение цены сделки от средневзвешенной цены базисного актива, обращающегося на организованном рынке ценных бумаг. Порядок определения расчетной цены финансового инструмента срочных сделок должен быть экономически обоснован и закреплен в учетной политике для целей налогообложения прибыли.

3. В случае приобретения ценной бумаги по опционной сделке ценой приобретения данной ценной бумаги будет являться цена, установленная опционным контрактом. При этом сумма переоценки прав (требований) на дату исполнения опционной сделки учитывается в составе доходов (расходов) по срочным сделкам и в цену приобретения ценной бумаги не включается.

 

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

18.02.2008

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024