| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Текст письма опубликован

"Нормативные акты для бухгалтера", 2008, N 7

"Консультант", 2008, N 10

 

Проблемная ситуация: О порядке открытия и закрытия счетов, а также об исполнении обязанностей банка, предусмотренных ст. ст. 60, 76 и 86 НК РФ.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 6 марта 2008 г. N 03-02-07/1-87

 

В департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики <...> о порядке открытия и закрытия банковских счетов, а также об исполнении обязанностей банка, предусмотренных ст. ст. 60, 76 и 86 Налогового кодекса Российской Федерации, в условиях изменения структуры филиальной сети банка сообщается следующее.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" открытие, ведение и закрытие банком счетов клиентов осуществляется в установленном Банком России в соответствии с федеральными законами порядке, в том числе в соответствии с Инструкцией Банка России от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" (зарегистрирована Минюстом России 18.10.2006 N 8388).

Открытие (закрытие) подразделений кредитной организации (филиала) на территории Российской Федерации, в том числе внутренних структурных подразделений, предусмотренных нормативными актами Банка России, осуществляется в соответствии с разд. II Инструкции Банка России от 14.01.2004 N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" (зарегистрирована Минюстом России 13.02.2004 N 5551).

Пунктом 1 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена обязанность банка сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.

Полагаем, что указанный пятидневный срок исчисляется со дня внесения соответствующих записей в книгу регистрации открытых счетов.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке осуществляется в порядке, установленном ст. 76 Кодекса.

В силу п. 6 названной статьи решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.

В соответствии с п. 7 ст. 76 Кодекса приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.

Изменение структуры филиальной сети банка или закрытие банком счета налогоплательщика не является основанием для отмены решений налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке и взыскании налогов (пеней, штрафов), а также для отзыва инкассовых поручений на перечисление налогов (пеней, штрафов).

Кодексом не предусмотрен возврат банками налоговым органам их решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в банках и инкассовых поручений на перечисление налогов (пеней, штрафов).

При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета (п. 12 ст. 76 Кодекса).

Следовательно, при наличии в банке решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации открытие банком новых счетов этой организации и исполнение по ним поручений на перечисление денежных средств, не связанных с платежами, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на перечисление налогов (авансовых платежей), соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации не соответствует ст. 76 Кодекса (п. п. 1, 6, 7 и 12).

Вместе с тем п. 2 ст. 846 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что банк не вправе отказать в открытии счета, за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами.

Открытие банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица, а также исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика его поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации, признается нарушением законодательства о налогах и сборах и влечет привлечение банка к ответственности в силу п. 1 ст. 132 и ст. 134 Кодекса.

В случае если у банка возникают затруднения при исполнении решений налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков - клиентов этого банка или инкассовых поручений налогового органа на перечисление налогов, пеней, штрафов в бюджетную систему Российской Федерации, в частности, в связи с реорганизацией филиальной сети банка, рекомендуем обращаться в этот налоговый орган, который в пределах своей компетенции принимает решение в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом фактических обстоятельств.

Кроме того, обращаем ваше внимание на то, что настоящее письмо имеет информационно-разъяснительный характер, оно не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания.

 

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

06.03.2008

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017