Проблемная ситуация: Каков порядок исчисления налога
на пользователей автодорог и налога на содержание объектов социально-культурной
сферы при реализации ГКО, ОФЗ и других ценных бумаг профессиональными
участниками рынка ценных бумаг? Какими нормативными документами пользоваться
при этом? Влияет ли на порядок определения налогооблагаемой базы выход Приказа
Минфина РФ от 12.11.96 N 97?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 апреля 1997 г. N 04-06-02
Департамент налоговых реформ сообщает
свое мнение по поставленным вопросам.
В отношении порядка
исчисления налога на пользователей автодорог в 1996 г. необходимо
руководствоваться Инструкцией Госналогслужбы России от 15.05.95 N 30 "О
порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (п.21.14),
в соответствии с которой следует использовать показатель выручки валового
дохода от реализации продукции (работ, услуг), приведенный по строке 010 формы
2 приложения к бухгалтерскому балансу по состоянию на момент издания упомянутой Инструкции, т.е. выход Приказа Минфина РФ
от 12 ноября 1996 г. N 97 не влияет на порядок определения налогооблагаемой
базы.
При составлении
бухгалтерской отчетности необходимо иметь в виду, что в соответствии с Приказом
Минфина России от 27.03.96 N 31 по строке 010 "Выручка (нетто) от
реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и
аналогичных обязательных платежей)" формы 2 "Отчет о финансовых
результатах и их использовании" отражается выручка от реализации готовой
продукции (работ, услуг), доход от продажи товаров и другие доходы, учитываемые на счете 46 "Реализация
продукции".
Кроме того,
учитывая специфику основной деятельности инвестиционных компаний, Приказ
Минфина России N 115 от 19.10.95 предусматривает, что при составлении и
представлении годовой бухгалтерской отчетности инвестиционным компаниям следует
дополнительно руководствоваться Письмом Госкомимущества России и Минфина России
от 25.05.93 N ДВ-2/3498/62 "О порядке оценки чистых активов, особенностях
состава затрат, формирования финансовых результатов и бухгалтерском учете в
инвестиционных фондах" и Письмом Минфина
России от 10.12.93 N 145 "Об отдельных вопросах бухгалтерского учета и
отчетности в инвестиционных фондах в 1993 году" (действие которого не
отменено до настоящего времени).
Таким образом, при определении выручки от
реализации финансовых компаний должен учитываться и финансовый результат от
реализации активов инвестиционной компании, определяемой в порядке,
предусмотренном п.3.2 разд.3 вышеуказанного совместного Письма Госкомимущества
России и Минфина России.
В соответствии с Письмом Госкомимущества
России и Минфина России от 25.05.93 N ДВ-2/3498/62 "О порядке оценки
чистых активов, особенностях состава затрат, формирования финансовых
результатов и бухгалтерском учете в инвестиционных фондах" в состав
активов фонда, принимаемых при расчете чистых активов, включаются краткосрочные
финансовые вложения. Суммы процентов, полученных в результате осуществления
этих вложений, являются внереализационными доходами и к активам не относятся.
В соответствии с Указанием
Государственной налоговой службы Российской Федерации и Министерства финансов
Российской Федерации от 09.03.93 N ВГ-4-01/28-ан/05-01-04 разница между ценой
реализации и ценой покупки государственных краткосрочных бескупонных облигаций
(дисконт) приравнена к проценту. Таким образом, доход, полученный от реализации
государственных краткосрочных бескупонных облигаций, не должен учитываться в
составе активов, принимаемых при определении выручки от реализации
инвестиционных компаний.
Аналогичный порядок определения
налогооблагаемой базы распространяется и на налог на содержание объектов
социально-культурной сферы.
Порядок определения облагаемой базы по
этим двум налогам по всем ценным бумагам на 1997 г. будет установлен
специальным дополнением к Инструкции N 30, находящимся в настоящее время в
стадии проработки в Госналогслужбе и Минфине РФ.
07.04.97 Заместитель руководителя
Департамента налоговых реформ
К.В.КОТОВ