| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Какие налоговые льготы предоставляются иностранным инвесторам в России? Каковы перспективы совершенствования законодательства в этой области?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 ноября 1997 г. N 04-06-02

 

В связи с Вашим письмом Департамент налоговой политики сообщает следующее.

В целом, иностранные инвесторы действуют ныне в России в условиях, аналогичных условиям для отечественных субъектов предпринимательской деятельности, что отвечает общемировой практике и, по нашему мнению, является справедливым. Это означает, что иностранные инвесторы имеют право на льготы, предоставляемые российским предприятиям и гражданам.

Кроме того, российское законодательство предусматривает ряд налоговых стимулов, призванных привлекать иностранных инвесторов в Россию.

Так, в соответствии с Законом от 04.07.91 "Об иностранных инвестициях в РСФСР" имущество, ввозимое в Россию в качестве вклада в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями в пределах сроков, установленных учредительными документами для его формирования, а также имущество, предназначенное для собственного материального производства, освобождается от взимания таможенной пошлины. Имущество, ввозимое в Россию иностранными работниками предприятий с иностранными инвестициями для собственных нужд, освобождается от взимания таможенной пошлины. Указанные льготы применяются в случаях, не противоречащих в этой части положениям Закона РФ "О таможенном тарифе".

К налоговым стимулам относится также освобождение от налога на прибыль предприятий с иностранными инвестициями, доля иностранного участника в уставном фонде которых выше 30% (кроме занимающихся добычей полезных ископаемых и рыболовством), занятых в сфере материального производства, зарегистрированных в установленном порядке до 01.01.92, в течение первых двух лет (созданных в Дальневосточном экономическом районе - в течение первых трех лет) с момента получения ими первой балансовой прибыли.

На малые предприятия с иностранными инвестициями в полной мере распространяется льгота в виде освобождения от налога на прибыль малых предприятий, осуществляющих производство и переработку сельхозпродукции, производство продовольственных товаров, ТНП, стройматериалов, медтехники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природного назначения (включая ремонтно-строительные работы) при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Указанные предприятия в 3-й и 4-й годы работы уплачивают налог по ставке соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от вышеперечисленных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

В случае, если предпринимательскую деятельность осуществляют индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности, они могут пользоваться системой налогообложения, учета и отчетности, установленной Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".

Применение упрощенной системы предусматривает замену уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Для индивидуальных предпринимателей уплата подоходного налога заменяется уплатой стоимости патента на занятие предпринимательской деятельностью. Объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период.

Более того, принятый ранее Федеральный закон РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" определил, что если в налоговом законодательстве происходят изменения, которые создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат тому же режиму налогообложения, что и на момент их государственной регистрации.

Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" от 30.12.95 N 225-ФЗ предусмотрено, что инвестор в течение срока действия соглашения освобождается от взимания налогов, сборов, акцизов и иных обязательных платежей, предусмотренных законодательством РФ (за исключением налога на прибыль и платежей за пользование недрами). Взимание указанных налогов, сборов и платежей заменяется разделом продукции на условиях соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Льготы по налогу на прибыль, предусмотренные законодательством РФ, налогообложение сумм выплаченных дивидендов или доходов от долевого участия при взимании налога на прибыль не применяются.

При исчислении НДС из подлежащей взносу в бюджет в соответствующем периоде суммы указанного налога вычитаются все суммы НДС, уплаченные инвестором в этом периоде по приобретенным им для выполнения работ по соглашению товарам, работам, услугам.

Операторы соглашения, а также юридические лица, освобождаются от взимания НДС и акцизов при ввозе на таможенную территорию России товаров и услуг в соответствии с проектной документацией, а также при вывозе за пределы таможенной территории минерального сырья и продуктов его переработки, являющихся, в соответствии с условиями соглашения, собственностью инвестора.

Однако до настоящего времени не приняты законы о внесении изменений и дополнений в конкретные налоговые законы, в частности, в Законы о налоге на прибыль предприятий и организаций и об НДС, в связи с чем Закон о соглашениях о разделе продукции практически не действует.

В последнее время были учтены многочисленные, часто справедливые нарекания иностранных инвесторов, в том числе высказанные в рамках работы рабочих групп Консультативного совета по иностранным инвестициям в России, в отношении целого ряда российских налогов, в результате чего с 1996 г. отменено взимание специального налога с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки и обеспечения устойчивой работы предприятий важнейших отраслей, а также налог с сумм превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной.

Необходимо также отметить, что с 1994 г. выведена из-под налогообложения прибыль иностранных юридических лиц, полученная за выполненные строительно-монтажные работы и оказанные консультационные услуги на весь период осуществления целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов, безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления.

От НДС освобождены работы, проводимые в период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, по строительству объектов социально-культурного и бытового назначения, инфраструктуры, домостроительных комбинатов и технологических линий, оказанию услуг иностранными консалтинговыми фирмами, поставкам материалов и оборудования, созданию, строительству и содержанию центров профподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями.

Аналогично, не облагается налогом имущество иностранных юридических лиц, используемое на период реализации вышеуказанных проектов, программ.

Кроме указанных льгот, следует принять во внимание широкий спектр льгот в области налогообложения, предоставляемых иностранным инвесторам по международным соглашениям России и бывшего СССР об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал. В настоящее время такие соглашения заключены со всеми основными торгово-экономическими партнерами России.

Как свидетельствуют отзывы иностранных компаний, работающих в России, из большинства проблем, с которыми они сталкиваются, наиболее серьезной является нестабильность налогового законодательства, его противоречивость и неясность.

Правительство России озабочено этим и считает, что единственно реальным способом решения этой проблемы является принятие и введение в действие Налогового кодекса (НК) как документа прямого действия, способного решить многие проблемы налоговой системы Российской Федерации.

Прежде всего, НК:

- устанавливает технику, сроки и порядок уплаты налогов;

- определяет права, обязанности и ответственность налогоплательщиков;

- устанавливает порядок и механизм исполнения обязанностей по уплате налогов правопреемниками;

- определяет условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов;

- определяет порядок разрешения споров по налогам;

- подробно регламентирует налоговые процедуры;

- определяет порядок внесения изменений в налоговое законодательство.

19.06.97 НК принят Государственной Думой в первом чтении. После известных событий, связанных с работой над проектом НК в Государственной Думе, Правительстве, в рамках Трехсторонней комиссии принято решение о доработке его с учетом поступающих замечаний и предложений, имея в виду его поэтапное введение (часть норм - с 01.07.98, полностью - с 01.01.99).

Следует отметить также, что проектом Закона о введении НК в действие предусмотрено сохранение налоговых льгот в отношении иностранных инвестиционных проектов, предоставленных в рамках прав и полномочий субъектов Федерации по ныне действующему российскому законодательству.

 

05.11.97 Руководитель Департамента


налоговой политики

А.И.ИВАНЕЕВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018