| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Положение о налогообложении операций с облигациями внутреннего государственного валютного займа от 26.02.98, утвержденное Минфином РФ N 12н и ГНС РФ N АП-4-05/1н, содержит норму об отнесении на уменьшение облагаемой базы налога на прибыль отрицательной разницы между ценой продажи и ценой покупки ОВВЗ. Это решение нанесет серьезный удар по стабильности внутреннего рынка государственных ценных бумаг, номинированных в рублях (ГКО-ОФЗ-ОГСЗ).

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 июня 1998 г. N 01-10/04-2184

 

Министерство финансов Российской Федерации и Государственная налоговая служба Российской Федерации рассмотрели Ваше письмо и сообщают следующее.

Президиум Верховного Совета Российской Федерации своим Постановлением от 13 января 1992 г. N 2172-1 "О Банке внешнеэкономической деятельности СССР" признал правопреемство Российской Федерации по обязательствам бывшего Союза ССР перед российскими физическими лицами, Правительством Российской Федерации, российскими предприятиями, организациями, учреждениями, в том числе банками, по их валютным счетам во Внешэкономбанке СССР. Указанные обязательства по состоянию на 1 января 1992 г. были признаны внутренним валютным долгом.

Для обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга, Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 1992 г. N 1565 "О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР" было поручено Министерству финансов Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации и Внешэкономбанком переоформить сумму долга государства путем выпуска государственных облигаций в иностранной валюте.

Облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ) были выданы взамен замороженных валютных средств предприятий и организаций на счетах во Внешэкономбанке СССР, что не дало возможности этим предприятиям использовать свои валютные средства в течение длительного периода времени, поскольку срок погашения этих облигаций в зависимости от серии был установлен от 1 года до 15 лет.

Совет Министров - Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 15 марта 1993 г. N 222 "Об утверждении условий выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа" установил, что датой выпуска займа является 14 мая 1993 г. и по облигациям начисляется 3 процента годовых начиная с этой даты. Кроме того, были определены и некоторые другие условия выпуска облигаций внутреннего валютного займа. В частности, было установлено, что сумма основного долга по облигациям при их погашении, равно как причитающиеся к выплате проценты, не подлежит обложению налогами, сборами, пошлинами или иными обязательными платежами, за исключением случаев, когда взимание подобных платежей установлено законодательством Российской Федерации. В этих случаях заемщик выплачивает дополнительные суммы к номинальной стоимости облигаций при их погашении и при выплате процентов по предъявлении купонов в размерах, необходимых для полной компенсации держателю сумм удержанных с него обязательных платежей.

Однако на практике применение указанного положения оказалось невозможным, поскольку предприятия и организации могут применить льготный порядок налогообложения доходов, полученных от операций с ценными бумагами, в том числе и по ОВВЗ, только в том случае и в те отчетные периоды, когда это было предусмотрено налоговым законодательством, а именно Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

В связи с этим предприятия и организации, средства которых были заморожены, неоднократно обращались в Правительство Российской Федерации с просьбой рассмотреть сложившуюся ситуацию в вопросах налогообложения ОВВЗ.

Министерство финансов Российской Федерации и Государственная налоговая служба Российской Федерации во исполнение поручения Правительства Российской Федерации утвердили Положение о налогообложении операций с облигациями внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ) (26 февраля 1998 г. N 12н; АП-4-05/1н). В соответствии с заключением Министерства юстиции Российской Федерации указанное Положение не нуждается в государственной регистрации, так как не носит межведомственный характер и касается ограниченного круга налогоплательщиков, так как распространяется только на первичных держателей облигаций.

В этом Положении решен вопрос о возможности относить на уменьшение облагаемой базы налога на прибыль отрицательный результат от реализации облигаций внутреннего валютного займа (в случае реализации ОВВЗ по цене ниже балансовой себестоимости, но не ниже рыночной стоимости).

Однако в указанном Положении нет нормы "об отнесении на уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль отрицательной разницы между ценой продажи и ценой покупки ОВВЗ", поскольку оно касается только убытков первичных владельцев и не распространяется на организации, которые приобрели эти облигации в результате операций купли-продажи на рынке ценных бумаг.

Учитывая изложенное, принятие Положения не может повлиять на операции, совершаемые с другими государственными ценными бумагами, в том числе такими, как ГКО и ОФЗ, и тем более подорвать доверие инвесторов к государственным ценным бумагам.

Что касается купли-продажи на вторичном рынке облигаций ГКО, ОФЗ, РАО ВСМ, имеющих рыночную (средневзвешенную) цену, то в соответствии с п.23 Письма Госналогслужбы России и Минфина России от 23/21 сентября 1994 г. N НП-6-01/362/130 кредитные учреждения имеют право уменьшать налогооблагаемую базу на убыток от их реализации по цене ниже балансовой себестоимости (с учетом переоценки), но в пределах рыночной цены.

Министерство финансов Российской Федерации и Государственная налоговая служба Российской Федерации вносят предложение о необходимости рекомендовать Центральному банку Российской Федерации изменить порядок учета государственных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и подлежащих переоценке, который предусматривал бы разделение сумм от реализации государственных ценных бумаг и сумм переоценки, что соответствовало бы порядку, предусмотренному в Налоговом кодексе.

 

23.06.98 Министр финансов


Российской Федерации

М.М.ЗАДОРНОВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024