| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: В соответствии со ст.113 НК РФ срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет 3 года. Налоговая инспекция предъявляет ко взысканию неуплаченных пени и штрафов начиная с 1993 г. Распространяется ли действие п.1 ст.113 части первой Налогового кодекса РФ на пени и штрафы? Работающие в настоящее время должностные лица не имеют вины в совершении данного налогового правонарушения.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 июля 1999 г. N 04-00-11

 

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.

С 1 января 1999 г. лицо, совершившее налоговое правонарушение, не может быть привлечено к ответственности, если со дня совершения налогового правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (п.1 ст.113 Кодекса). Следовательно, привлечь налогоплательщика к ответственности в 1999 г., например, применив ст.122 Кодекса по налогу на прибыль, можно лишь в случае, если неуплата или неполная уплата сумм налога на прибыль в результате занижения налоговой базы или неправильного исчисления налога выявлена при выездной налоговой проверке налоговым органом по итогам налоговых периодов за 1996, 1997, 1998 гг.

В силу п.2 ст.113 Кодекса течение срока давности привлечения лица к ответственности прерывается в случаях, если до его истечения лицо, совершившее налоговое правонарушение, совершит новое налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с п.1 ст.104 Кодекса налоговый орган должен обратиться с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции. До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить штрафы, направив налогоплательщику соответствующее требование.

Отсутствие вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения является одним из обстоятельств, исключающим привлечение его к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст.109 Кодекса). Виновность налогоплательщика доказывается согласно п.6 ст.108 Кодекса в предусмотренном федеральным законом порядке и устанавливается вступившим в законную силу решением суда. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возложена на налоговые органы. В силу п.4 ст.110 Кодекса вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Пеня не является мерой налоговой ответственности и согласно п.2 ст.75 Кодекса подлежит уплате в случае уплаты причитающихся сумм налога или сбора в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

До 1 января 1999 г. взыскание недоимок по налогам с юридических лиц производилось в силу ст.24 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в течение шести лет с момента образования указанных недоимок.

Аналогичная норма об общем сроке исковой давности по требованиям об уплате налогов, сборов и соответствующих пеней налоговых органов к организациям в Кодексе не предусмотрена, а специальные сроки исковой давности предусмотрены сокращенные по сравнению с общим сроком исковой давности, установленным в три года Гражданским кодексом Российской Федерации.

Срок исковой давности по взысканию налогов, сборов и соответствующих пеней за счет имущества физического лица согласно п.3 ст.48 Кодекса составляет шесть месяцев. Течение указанного срока давности начинается после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора.

Решение о взыскании налога, сбора и соответствующих пеней с организации может быть принято не позднее 10 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора и соответствующих пеней. Принятое после истечения указанного срока решение о взыскании в силу п.3 ст.46 Кодекса считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика налога, сбора и соответствующих пеней.

Требование об уплате налога и соответствующих пеней направляется налогоплательщику в случае неуплаты налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок, в том числе по результатам налоговой проверки. Согласно ст.87 Кодекса налоговой проверкой могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки. В соответствии с пп.8 п.1 ст.23 Кодекса начисленных на 1 января 1999 г. Государственная Дума приняла сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждающих полученные доходы, произведенные расходы и уплаченные (удержанные) налоги.

Суммы пеней, начисленные по состоянию на 1 января 1999 г., но не уплаченные налогоплательщиком, уплачиваются в размерах, начисленных на 1 января 1999 г. Государственная Дума приняла 23 июня 1999 г. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому суммы пеней, начисленные по состоянию на 1 января 1999 г., но не уплаченные налогоплательщиком, уплачиваются в размерах не более неуплаченной суммы налога. Указанное правило будет применяться после вступления в силу вышеназванного Федерального закона.

 

01.07.99 Руководитель Департамента


налоговой политики

А.И.ИВАНЕЕВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018