| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Распространяются ли ст.113 НК РФ и ст.196 ГК РФ о сроке исковой давности на задолженности по пеням и штрафам, числящиеся за предприятием по состоянию на 01.01.96?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 июля 1999 г. N 04-00-11

 

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо ОАО и сообщает следующее.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.

С 1 января 1999 г. лицо, совершившее налоговое правонарушение, не может быть привлечено к ответственности, если со дня совершения налогового правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (п.1 ст.113 Кодекса). Привлечь налогоплательщика к ответственности по налогу на прибыль в 1999 г., например, применив ст.122 Кодекса, можно лишь в случае, если неуплата или неполная уплата сумм налога на прибыль в результате занижения налоговой базы или неправильного исчисления налога выявлена при выездной налоговой проверке налоговым органом по итогам налоговых периодов за 1996, 1997, 1998 гг., если отсутствуют обстоятельства, при которых срок давности привлечения лица к ответственности может быть прерван.

В силу п.2 ст.113 Кодекса течение срока давности привлечения лица к ответственности прерывается в случаях, если до его истечения лицо, совершившее налоговое правонарушение, совершит новое налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах и сборах. Государственная Дума приняла 23 июня 1999 г. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", в котором наряду с иными поправками предусмотрено исключить положение (п.2 ст.113 Кодекса) о прерывании срока давности привлечения лица к ответственности. Полагаем, что после вступления в силу указанного Закона вышеназванная поправка должна иметь обратную силу и распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 1999 г., в соответствии с п.3 ст.5 Кодекса.

В соответствии с п.1 ст.104 Кодекса налоговый орган должен обратиться с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции. Следовательно, налоговые санкции могут быть взысканы только в судебном порядке. Согласно п.п.1 и 2 ст.114 налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения и устанавливается в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл.16 Кодекса.

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить штрафы, направив налогоплательщику соответствующее требование.

Отсутствие вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения является одним из обстоятельств, исключающим привлечение его к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст.109 Кодекса). Виновность налогоплательщика доказывается согласно п.6 ст.108 Кодекса в предусмотренном федеральным законом порядке и устанавливается вступившим в законную силу решением суда. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возложена на налоговые органы. В силу п.4 ст.110 Кодекса вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Пеня не является мерой налоговой ответственности и согласно п.2 ст.75 Кодекса подлежит уплате в случае уплаты причитающихся сумм налога или сбора в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

До 1 января 1999 г. взыскание недоимок (пени) по налогам с юридических лиц производилось в силу ст.24 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в течение шести лет с момента образования указанных недоимок.

Аналогичная норма об общем сроке исковой давности по требованиям об уплате налогов, сборов и соответствующих пеней налоговых органов к организациям в Кодексе не предусмотрена, а специальные сроки исковой давности предусмотрены сокращенные по сравнению с общим сроком исковой давности, установленным в три года Гражданским кодексом Российской Федерации.

Срок исковой давности по взысканию налогов, сборов и соответствующих пеней за счет имущества физического лица согласно п.3 ст.48 Кодекса составляет шесть месяцев. Течение указанного срока давности начинается после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора.

Решение о взыскании налога, сбора и соответствующих пеней с организации может быть принято не позднее 10 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора и соответствующих пеней. Принятое после истечения указанного срока решение о взыскании в силу п.3 ст.46 Кодекса считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика налога, сбора и соответствующих пеней.

Требование об уплате налога и соответствующих пеней направляется налогоплательщику в случае неуплаты налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок, в том числе по результатам налоговой проверки. Согласно ст.87 Кодекса налоговой проверкой могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки. В соответствии с пп.8 п.1 ст.23 Кодекса налогоплательщик обязан в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждающих полученные доходы, произведенные расходы и уплаченные (удержанные) налоги.

Суммы пеней, начисленные по состоянию на 1 января 1999 г., но не уплаченные налогоплательщиком, уплачиваются в размерах, начисленных на 1 января 1999 г. Государственная Дума приняла 23 июня 1999 г. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому суммы пеней, начисленные по состоянию на 1 января 1999 г., но не уплаченные налогоплательщиком, уплачиваются в размерах не более неуплаченной суммы налога. Указанное правило будет применяться после вступления в силу вышеназванного Федерального закона.

 

02.07.99 Руководитель Департамента


налоговой политики

А.И.ИВАНЕЕВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018