| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: В результате применения Федерального закона от 03.03.1999 N 45-ФЗ в части исключения кредитными организациями из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль курсовых разниц значительная сумма денежных средств подлежит возврату банку из областного бюджета. Возможно ли в связи с этим внесение изменений в указанный Закон?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 ноября 1999 г. N 04-02-04/1

 

Министерство финансов рассмотрело Ваше письмо по вопросу изменения порядка учета при налогообложении прибыли кредитных организаций курсовых разниц по валютным счетам и операциям в иностранной валюте и сообщает следующее.

В части обоснованности изменения законодательства по налогу на прибыль, выразившегося в исключении из налогообложения курсовых разниц, можно привести следующие аргументы.

Ажиотажный спрос на валюту в условиях финансового кризиса привел к повышению курса доллара к 31 декабря 1998 г. до 20,65 руб. за 1 долл. США, курсовая разница за 1998 г. составила 14,69 руб., или в 3,7 раза выше, чем в 1997 г. Включение в облагаемую базу по налогу на прибыль таких значительных сумм положительных курсовых разниц только усугубило бы во втором полугодии 1998 г. кризис неплатежей в финансовой сфере, включая кредитную, привело бы к значительному росту задолженности по платежам в бюджет без фактического роста налоговых поступлений. В связи с этим, а также во исполнение поручений Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в 1998 г. были приняты меры по выходу из финансового кризиса. Одной из мер явилось исключение из налогообложения курсовых разниц, полученных в основном в связи с финансовым кризисом 17 августа 1998 г., и соответственное изменение Федерального закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

Несмотря на то, что в соответствии с Федеральным законом от 3 марта 1999 г. N 45-ФЗ действительно уменьшилась облагаемая налогом на прибыль база в равной мере как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Российской Федерации, принятие его Государственной Думой 10 февраля 1999 г. и одобрение Советом Федерации 18 февраля 1999 г. свидетельствует о коллегиальности принятого решения и согласии всех ветвей власти, а не только федеральных, на эту вынужденную меру, позволившую преодолеть кризисные явления в финансовой, и в первую очередь банковской, сфере с наименьшими потерями. Стабильная динамика роста поступлений налога на прибыль в 1999 г. подтверждает правильность принятых решений.

По вопросу возврата банку из средств областного бюджета излишне перечисленного налога на прибыль необходимо иметь в виду следующее.

Исключение из налогообложения курсовых разниц в 1998-1999 гг. проходило поэтапно. Вначале, в целях смягчения для налогоплательщиков последствий выхода из кризиса, укрепления их финансового состояния на период до внесения изменений в налоговое законодательство налогоплательщикам было разрешено суммы курсовых разниц, образовавшиеся за третий и четвертый кварталы 1998 г., для целей налогообложения учесть в расчете по налогу на прибыль только по итогам 1998 г., то есть с курсовых разниц во втором полугодии налог на прибыль уже не взимался. Разрешение было доведено Письмами Государственной налоговой службы Российской Федерации от 1 октября 1998 г. N ШС-6-02/683@ и от 2 октября 1998 г. N ВНК-6-05/689@.

Федеральный закон от 3 марта 1999 г. N 45-ФЗ юридически оформил уже имевшую место ситуацию и по итогам перерасчета за 1998 г., предельный срок которого - 1 апреля 1999 г., курсовые разницы также были исключены из налогообложения, уже на основании Закона. Таким образом, возврата излишне начисленных сумм налога на прибыль по итогам перерасчета в целом за 1998 г. по причине исключения из налогообложения положительных курсовых разниц объективно быть не должно. Поэтому следует дополнительно уточнить причины, приведшие к необходимости возврата банку излишне перечисленного налога.

Вместе с тем сообщаем, что федеральный бюджет и бюджеты регионов на 1998 г. были приняты на условиях, действующих в 1997 г., с учетом ожидаемых инфляционных процессов. При формировании доходов и расходов бюджета на 1998 г. учитывался курс, действовавший на конец 1997 г., с учетом его инфляционного роста.

В связи с изложенным не видим оснований для пересмотра норм Федерального закона от 3 марта 1999 г. N 45-ФЗ в части учета при обложении налогом на прибыль положительных курсовых разниц, образовавшихся за период с 1 августа 1998 г. по 31 декабря 1998 г.

Одновременно сообщаем, что в настоящее время Комитетом Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам рассматриваются предложения ряда депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о продлении на 1999 г. действия положений Федерального закона от 3 марта 1999 г. N 45-ФЗ.

 

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

М.А.МОТОРИН

04.11.1999

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017