| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Согласно п.1 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (то есть для налогов, начисляемых нарастающим итогом с начала года, - с 01.01.2000). В связи с этим просим разъяснить, следует ли сумму налоговых платежей по месту нахождения филиалов, имеющих баланс и расчетный счет, с начала 1999 г. по дату вступления в силу (12.07.1999) п.4 ст.1 Закона N 155-ФЗ оставить прежней, а пересчитать только суммы платежей, добавившиеся после этой даты, или следует пересчитать распределение по филиалам с начала 1999 г. всех налогов, которые начисляются нарастающим итогом с начала года? Мы считаем, что новый режим исчисления и уплаты налогов, по которым установлен годовой налоговый период, должен применяться с 01.01.2000.

В связи с вступлением в силу Закона N 155-ФЗ от 09.07.1999 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой НК РФ" просьба разъяснить, какие налоги - только федеральные или также местные - должны рассчитываться в целом по организации и распределяться к уплате в бюджеты по месту нахождения филиалов, в каком порядке?

Как теперь должна оформляться налоговая декларация, имеет ли право подписывать налоговую декларацию руководство филиала, которому выдана доверенность на исполнение обязанностей налогоплательщика на определенной территории?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 ноября 1999 г. N 04-00-11

 

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо о порядке уплаты организацией налогов по месту нахождения ее филиалов и сообщает следующее.

Предусмотренные в п.4 ст.1 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" правила в отношении филиалов и представительств юридического лица, признававшихся до 1 января 1999 г. самостоятельными налогоплательщиками, регулируют порядок уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Ваша позиция о применении этих правил в отношении филиалов и представительств юридического лица, имеющих отдельный баланс и (или) расчетный (текущий) счет, с 1 января 2000 г. поддерживается. Представляется, что с указанной даты должен применяться новый режим исчисления и уплаты организациями всех налогов, а не только налогов, по которым установлен годовой налоговый период.

Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что действие п.1 ст.5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, на который Вы ссылаетесь в письме, приостановлено до 1 января 2000 г. на основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 51-ФЗ "О приостановлении действия пункта 1 статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации", вступившего в силу со дня его официального опубликования.

В ч.1 ст.19 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 1999 г., предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возлагается обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. В этом положении Кодекса до вступления в силу его части второй ссылка на Кодекс приравнивается к ссылке на отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов, согласно ст.5 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ. Аналогичное правило не распространяется на ч.2 ст.19 Кодекса, в которой предусмотрено, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном Кодексом.

Российскими организациями для целей налогообложения с 1 января 1999 г. признаны юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз.2 п.2 ст.11 Кодекса).

В связи с вступлением в силу части первой Кодекса возникла неопределенность в отношении порядка уплаты налогов и сборов организациями по месту осуществления своей деятельности, посредством создания филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, в том числе имеющих отдельный баланс и (или) расчетный (текущий) счет, которая сохраняется, по нашему мнению, и после вступления в силу Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 155-ФЗ.

Порядок исчисления налога и порядок уплаты налога в силу п.1 ст.17 Кодекса являются обязательными элементами налогообложения, которые должны быть определены при установлении налога. Последнее закреплено и в п.6 ст.3 Кодекса, предусматривающем принцип, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах в силу закона (п.7 ст.3 Кодекса) толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Согласно п.2 ст.5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют. Полагаем, что такие акты должны применяться не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия с учетом определенного для участников налоговых правоотношений подготовительного периода в целях ознакомления с указанными актами и подготовкой для их исполнения, что, по существу, предусмотрено в п.1 вышеназванной статьи.

Отказ с 1 января 1999 г. от признания филиалов и иных обособленных подразделений российских организаций самостоятельными налогоплательщиками, а также возложение с 13 августа 1999 г. в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ на организации дополнительной обязанности встать на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения, кроме филиалов и представительств, являются важными нововведениями для обеспечения более полного распределения налоговых доходов между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и муниципальных образований. Однако эти нововведения нельзя признать достаточными для обеспечения реализации указанной цели. Требуется дополнительное законодательное регулирование, установление справедливых и ясных правил уплаты организациями федеральных, региональных и местных налогов и сборов по месту их деятельности, в том числе посредством создания обособленных подразделений.

Учитывая изложенное, а также в целях недопущения выпадающих налоговых доходов бюджетов в ходе их исполнения полагаем, что в текущем году перерасчеты по налогам в связи со вступлением в силу Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 155-ФЗ проводить не надо.

Порядок уплаты местных налогов регулируется представительными органами местного самоуправления, если иное не установлено федеральными законами. При осуществлении организацией деятельности на территории различных муниципальных образований у организации возникает обязанность по уплате соответствующих местных налогов, применяемых в установленном порядке.

В соответствии с пп.4 п.1 ст.23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Поскольку налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом (п.1 ст.26 Кодекса), полагаем, что может быть представлена в налоговых орган по месту нахождения филиала налоговая декларация, подписанная руководителем этого филиала, если соответствующие полномочия переданы создавшим его юридическим лицом и документально подтверждены.

 

16.11.1999 Руководитель Департамента


налоговой политики

А.И.ИВАНЕЕВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017