| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Среди клиентов нашей аудиторской фирмы есть граждане США, работающие по найму в России и проводящие на территории последней более 183 дней в году. В связи с этим возникают вопросы по налогообложению доходов этих граждан по применению отдельных положений Договора между Россией и США об избежании двойного налогообложения.

Дело в том, что существует различие в критериях определения лица с постоянным местопребыванием в США и России: в России единственным критерием определения постоянного местопребывания является правило 183 дней, а в США таких критериев несколько, основным из которых является гражданство. В соответствии со статьей 4 вышеуказанного Договора все американские граждане, находящиеся в России более 183 дней, считаются лицами с постоянным местожительством в обоих государствах.

а). По нашему мнению, решение о применении пунктов 2.a, 2.b и 2.c Статьи 4 Договора должны принимать местные налоговые органы, а не Министерство Финансов РФ. Если физическое лицо не согласно с решением местных органов, оно может обжаловать его в порядке, установленном законодательством РФ. Подобное обжалование положениями Статьи 24 не регламентируется.

б). В отношении пункта 1 Статьи 14 мы считаем, что данная статья применяется к налогообложению иностранных физических лиц в России только в качестве ограничения полномочий государства в отношении взимания налога в соответствии с внутренним российским законодательством. Дело в том, что по внутреннему российскому законодательству налогооблагаемой базой для налогообложения доходов иностранного гражданина, находившегося в России не менее 183 дней, считается весь полученным им совокупный доход. В соответствии с положениями Договора налогообложению в России подлежит только та часть дохода, которая получена в отношении работы, осуществляемой в России.

Пункт 1 ст.14 применяется только в качестве ограничения, а не расширения полномочий государства по следующим двум причинам:

Если п.1 ст.14 говорит о том, что государство "может", а не "должно" удерживать налог, то Договор не может требовать взимать налог с того дохода, налогообложение которого не предусмотрено внутренним российским законодательством независимо от применения данного положения Договора.

Вариант договора на русском языке гласит, "...если работа по найму осуществляется таким образом" (т.е. в другом Договаривающемся государстве),, "такое вознаграждение может облагаться налогом в этом другом государстве". С точки зрения официального английского варианта, равно как и русского, в Договоре употребляется слово "может". Данная формулировка дублирует такое же положение в модели договора Организации экономического сотрудничества и развития. Комментарий к модели договора ОЭСР содержит следующее положение: "Одним из последствий этого является то, что вознаграждение резидента договаривающегося государства, получаемое в отношении работы по найму из источников в другом договаривающемся государстве, не может подлежать налогообложению в этом другом государстве только потому, что результаты работы используются в этом другом государстве".

Положения п.5 ст.16 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", п.59 Инструкции N 8 (за 1994 год) и п.58 Инструкции N 35 (за 1995 год и последующие годы) по применению данного Закона предусматривают следующее: "Взимание подоходного налога с иностранных граждан может быть прекращено или ограничено в соответствии с международными договорами Российской Федерации и бывшего СССР". Закон РФ "Об основах налоговой системы в РФ" гласит, что "если международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации по налогообложению, то применяются правила международного договора".

Из вышеуказанных цитат следует, что прежде чем применять какое-либо положение Договора необходимо, чтобы данное положение содержало правила, отличные от российского внутреннего законодательства. В данном случае российское законодательство не содержит положения, подобного п.1 ст.14 Договора и противоречащего ему по сути. Таким образом, данный пункт лишь дает Российской Федерации право облагать налогом определенную часть дохода физического лица, являющегося налоговым резидентом США. Данный пункт не содержит каких-либо разъяснений по процедуре налогообложения этого дохода. Только российским внутренним законодательством регламентируется порядок взимания подоходного налога с лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации (пункты 60-63 Инструкции N 8 и пункты 59-62 Инструкции N 35).

Следовательно, поскольку п.1 ст.14 не дает описаний порядка налогообложения дохода, который иначе не может быть подвержен налогообложению в России, то его функции сводятся лишь к ограничению дохода, подлежащего налогообложению по российскому внутреннему законодательству. Пункт 1 по сути применяется для ограничения, а не расширения полномочий России взимать налог в соответствии с требованиями российского законодательства.

Что касается позиции налоговых органов США при налогообложении гражданина России, имеющего статус лица с постоянным местожительством в обоих государствах в соответствии со ст.14 Договора, то они определенно применяют ст.14 как ограничение, а не как расширение своих полномочий при налогообложении. Если Вас заинтересует более подробная информация по данному вопросу, мы с удовольствием Вам ее предоставим.

Учитывая вышеизложенное,  ст.14 лишь определяет границы возможностей Российской Федерации по налогообложению гражданина США с постоянным местожительством в обоих государствах, но не являющегося по  ст.4 лицом с постоянным местопребыванием в Российской Федерации.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 февраля 1996 г. N 04-06-05

 

В связи с Вашим письмом, в котором Вы просите дополнительно прокомментировать нашу позицию относительно применения положений Договора между Россией и США об избежании двойного налогообложения, сообщаю следующее.

1. Мы по-прежнему не можем спорить с тем, что в налоговом отношении США продолжают считать своими резидентами всех своих граждан независимо от того, сколько времени они отсутствуют в США. Это право США. Однако это обстоятельство не означает, что граждане США всегда подлежат налогообложению только у себя в стране и не могут быть подвергнуты обложению налогом в России.

Мы не имеем возражений и по поводу того, что решения о порядке применения положений пп. "a", "b" и "c" п.2 ст.4 Договора должны принимать местные налоговые органы. Но когда мы с Вами говорим о пп."d" этого пункта, то там речь идет не о резидентстве человека, а о случаях, когда этот человек одновременно рассматривается в качестве гражданина и США, и России. Думается, что это случай весьма редчайший, и здесь проблему конкретного плательщика должны решать не налоговые органы, а министерства финансов России и США по взаимной договоренности. Соответственно в каждом таком случае конкретное решение должно быть принято Министерством финансов России.

2. Вы не правы, указывая на то, что доходы граждан США, работающих в России и ставших налоговыми резидентами России, подлежат налогообложению в России в соответствии с п.1 ст.14, только в части заработной платы, полученной от российских предприятий и организаций (или, как Вы пишите, - с ограничением полномочий). Положения п.1 этой статьи необходимо рассматривать в комбинации с положениями п.2 этой статьи. А об этом мы уже писали Вам в нашем письме, где мы достаточно четко указали, что при несоблюдении условий, содержащихся в п.2, право взимать налог в России превращается в обязанность. Именно поэтому мы сказали Вам о том, что Россия в указанных случаях не "может", а "должна" взимать налоги.

3. В том, что касается заключительной части Вашего письма, то здесь у нас нет возражений, и мы полагаем, что Вы правильно консультируете Ваших клиентов относительно их обязанностей отчитываться перед налоговыми органами России.

4. Хотелось бы еще раз напомнить Вам о том, что Ваши клиенты должны пользоваться положениями ст.24 Договора и, поскольку они являются гражданами США, обращаться в своих конкретных ситуациях при несогласии с действиями налоговых органов России в Министерство финансов США, которое, если сочтет их заявления обоснованными, сообщит свое мнение нам. В противном случае положения ст.24 просто "повисают в воздухе".

 

22.02.96 Заместитель руководителя


Департамента налоговых реформ

К.В.КОТОВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024