| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Индивидуальный предприниматель состоит на налоговом учете в регионе, где в настоящее время введен единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (г. Ковров Владимирской области), и при этом осуществляет всю свою деятельность в регионе, где соответствующим региональным законодательным актом также введен данный налог (г. Иваново Ивановской области).

При этом возникает вопрос следующего характера.

Вид деятельности по индпошиву одежды признан объектом обложения ЕНВД в г. Иваново, базовая доходность на одного работника составляет 13 000 руб., поправочные коэффициенты: для г. Иваново - 1,5, для места осуществления деятельности (в центре города) - 1,1.

Базовая доходность по вышеуказанному виду деятельности во Владимирской области - 22 500 руб., поправочные коэффициенты: для г. Коврова - 0,9, для места осуществления деятельности - 1. Помимо этих основных коэффициентов действует также коэффициент совокупности влияния факторов на предпринимательскую деятельность по индпошиву одежды - 0,7.

Использование индивидуальным предпринимателем уровня базовой доходности и коэффициентов для расчета ЕНВД, установленных законом Владимирской области, фактически невозможно, так как:

1) ателье не находится в г. Коврове Владимирской области, а уровень доходов от этого вида деятельности в Ивановской области не равен уровню доходов от индпошива одежды во Владимирской области и на указанный вид деятельности не могут влиять факторы, учтенные поправочными коэффициентами, установленными только для Владимирской области;

2) предприниматель осуществляет всю свою деятельность и получает доход в г. Иваново Ивановской области, не получая от нее дохода в г. Коврове Владимирской области, следовательно, отсутствует объект обложения ЕНВД на территории Владимирской области - вмененный доход во Владимирской области.

В соответствии со ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах; обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога (п.2 ст.83 НК РФ).

В ст.1 Федерального закона N 148-ФЗ сказано, что единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Пункт 2 ст.10 данного документа предписывает индивидуальному предпринимателю не позднее одного месяца со дня официального опубликования нормативного правового акта региона о введении ЕНВД представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде, произведенный им в соответствии с принятым нормативным правовым актом. Но в Законе N 148-ФЗ нет прямого указания на то, что представляемый расчет в обязательном порядке производится по ставкам региона постановки на налоговый учет независимо от места осуществления деятельности.

Указанный Закон жестко увязывает обязанность по переводу предпринимателя на уплату ЕНВД с видом деятельности и территорией осуществления этой деятельности, но не связывает возникновение этой обязанности с местом постановки на налоговый учет предпринимателя.

Исходя из вышеизложенного считаем, что:

1) индивидуальный предприниматель обязан платить ЕНВД по месту осуществления деятельности;

2) расчет суммы налога подается по месту постановки предпринимателя на налоговый учет, но по ставкам, установленным законодательным нормативным актом региона осуществления деятельности.

Насколько правомерной можно признать нашу позицию?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 сентября 2001 г. N 04-00-11

 

Департамент налоговой политики, рассмотрев письмо, сообщает следующее.

Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - единый налог) устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Федеральный закон) и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации (ст.1 Федерального закона).

В силу п.1 ст.3 Федерального закона плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в сферах, определенных указанным пунктом. В этом определении не содержится прямого указания на признание юридических лиц или физических лиц плательщиками единого налога в зависимости от их места постановки на учет в налоговых органах.

Исходя из названия и сущности единого налога - это налог для определенных видов деятельности, в связи с этим полагаем логичным определение Федеральным законом его плательщиков вне связи с такой формой налогового контроля, как учет организаций и физических лиц в налоговых органах.

В соответствии с п.п.2 и 3 ст.83 Налогового кодекса РФ постановка на учет в налоговых органах организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган соответственно по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе выдается организации или индивидуальному предпринимателю налоговым органом, в котором они зарегистрированы, вне зависимости от наличия нескольких мест осуществления этими лицами деятельности.

Получение плательщиками единого налога свидетельств об уплате единого налога не порождает обязанности дополнительной постановки на учет в налоговых органах по месту получения таких свидетельств.

Принимая во внимание, что в соответствии с ч.1 ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги, а также определенный рассматриваемым Федеральным законом круг плательщиков единого налога и установленные им объект налогообложения, порядок ведения раздельного бухгалтерского учета и порядок расчета сумм единого налога по каждому месту деятельности, полагаем, что в соответствии с Федеральным законом предприниматель по месту осуществления своей деятельности в г. Иваново Ивановской области, в котором введен единый налог на указанную деятельность, может быть признан плательщиком этого налога вне зависимости от места его постановки на учет в налоговом органе (г. Ковров Владимирской области). В этом случае единый налог должен исчисляться и уплачиваться по правилам, установленным в г. Иваново Ивановской области в соответствии с Федеральным законом.

Представляется, что в соответствии с пп.1 и 9 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ и рассматриваемым Федеральным законом предприниматель по месту осуществления своей деятельности в г. Иваново Ивановской области обязан уплачивать законно установленный в г. Иваново Ивановской области единый налог и нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Не позднее одного месяца со дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта о едином налоге предприниматель согласно п.2 ст.10 Федерального закона обязан представить в налоговый орган по месту налогового учета (г. Ковров Владимирской области) расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде, произведенный им в соответствии с указанным нормативным правовым актом (применяемым в г. Иваново Ивановской области, т.е. в месте осуществления деятельности). При наличии у предпринимателя нескольких мест осуществления деятельности на основе свидетельства расчет сумм единого налога представляется по каждому из таких мест.

Полагаем, что в случае если предприниматель будет осуществлять деятельность в г. Иваново Ивановской области и в г. Коврове Владимирской области, в которых введен единый налог на такую деятельность, он должен признаваться плательщиком этого налога по каждому месту этой деятельности. В этом случае единый налог исчисляется и уплачивается по правилам, установленным по каждому месту деятельности. Налоговые органы, представляющие собой единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, единую систему федеральных органов исполнительной власти, одной из главных обязанностей которых является контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогоплательщиками законно установленных налогов в бюджеты, должны активно взаимодействовать друг с другом, оперативно обмениваться информацией, в т.ч. необходимой для расчета единого налога и перевода плательщиков на уплату этого налога.

В правоприменительной практике рассматриваемый Федеральный закон, в т.ч. в части определения плательщика единого налога, порядка исчисления и уплаты налога, а также порядка получения свидетельства об уплате единого налога, понимается неоднозначно и порождает возможность различного истолкования, в частности, законодателями субъектов РФ и налоговыми органами. Так, например, в субъектах РФ приняты разные решения об органах, уполномоченных выдавать свидетельство об уплате единого налога (администрации, налоговые органы). В правоприменительной практике, как правило, плательщиком единого налога признается индивидуальный предприниматель в зависимости от места его постановки на учет в налоговом органе. Так, например, предприниматель, осуществляющий всю свою деятельность в определенных в соответствии с Федеральным законом сферах в г. Иваново Ивановской области, в котором единый налог установлен, но проживающий и поставленный на учет в налоговом органе в г. Коврове Владимирской области, признается плательщиком единого налога в г. Коврове Владимирской области. При этом применяются правила исчисления единого налога, установленные в г. Коврове Владимирской области, и суммы единого налога зачисляются в соответствующий бюджет. В качестве примера судебной практики по вопросу о месте получения свидетельства об уплате единого налога можно привести решение Хабаровского краевого суда от 1 февраля 1999 г., в котором признано недействительным положение закона Хабаровского края от 25 ноября 1998 г. N 78 о выдаче налоговым органом свидетельства об уплате единого налога по месту деятельности налогоплательщика. Такое решение и иные аналогичные решения судов учитываются налоговыми органами при применении единого налога.

Представляется, что для обеспечения полноты и определенности применения единого налога рассматриваемый Федеральный закон нуждается в совершенствовании.

 

Руководитель Департамента

налоговой политики

А.И.ИВАНЕЕВ

17.09.2001

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018