| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Просим дать разъяснения по вопросу обслуживания коммерческими банками "проблемных кредитов", то есть если заемщик в силу обстоятельств (банкротство, ликвидация и т.д.) не имеет возможности рассчитаться с банком по кредитам и процентам.

Возможно ли в указанном случае прекращение начисления процентов и исключение начисленных сумм из состава внереализационных доходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль?

Каков порядок налогообложения доходов банка в случае заключения мирового соглашения между банком и заемщиком - банкротом? Возможно ли в этом случае прекращение начисления процентов в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 ноября 2002 г. N 04-02-09/208

 

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу обслуживания коммерческими банками "проблемных кредитов" и сообщает следующее.

Положения гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) с 1 января 2002 г. позволяют банкам оптимизировать налоговый климат за счет значительного снижения ставки налога с 43 процентов до 24 процентов, предоставления возможности создавать различные резервы, переносить убытки на будущее, принимать к вычету все экономически оправданные и документально подтвержденные затраты.

Указанной главой для целей налогообложения учитываются особенности определения доходов и расходов банков.

Так, в соответствии со ст.292 Кодекса банки вправе создавать резервы на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности и включать суммы отчислений в указанные резервы в состав внереализационных расходов в соответствии с нормами ст.292 Кодекса.

Условия и порядок отчислений в создаваемые резервы должны быть отражены в учетной политике банка.

С 1 января 2002 г. нормами гл.25 Кодекса для банков, определяющих доходы и расходы по методу начисления, впервые появилась возможность создавать резерв по сомнительным долгам и учитывать названные отчисления для целей налогообложения в составе внереализационных расходов.

Статьей 266 Кодекса установлено, что банки могут формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.

В соответствии с п.2 ст.265 Кодекса банки вправе к внереализационным расходам приравнять убытки, полученные в отчетном (налоговом) периоде, в частности, в виде сумм безнадежных долгов, а в случае, если банками принято решение о создании резерва по сомнительным долгам, - сумм безнадежных долгов, не покрытых за счет средств резерва.

Пунктом 2 ст.266 Кодекса определено, что для целей налогообложения безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации, т.е. речь идет, по нашему мнению, о решении арбитражного суда о признании организации - должника банкротом или о ее ликвидации.

Таким образом, положения гл.25 Кодекса создают реальные условия для стабилизации финансовой деятельности банков и позволяют значительно нивелировать негативные последствия кредитных рисков при размещении средств от своего имени и за свой счет.

Учитывая изложенное, гл.25 Кодекса не предусматриваются нормы, позволяющие банкам кредитные риски от осуществления предпринимательской деятельности (в частности, от размещения денежных средств от своего имени и за свой счет) компенсировать за счет средств бюджетов, имея в виду прекращение начисления процентов и исключение начисленных сумм из состава внереализационных доходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Это относится и к налогообложению доходов банка в случаях заключения мирового соглашения между банком как одним из конкурсных кредиторов и организацией - банкротом (должником).

При заключении мирового соглашения согласно Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации в нем могут содержаться условия об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств ответчиком, об уступке права требования, о полном или частичном прощении либо признании долга и другие условия, не противоречащие законодательству.

Таким образом, независимо от условий заключения мирового соглашения для банка как одного из конкурсных кредиторов не происходит изменения налоговых последствий.

Учитывая изложенное, если мировым соглашением принято решение о рассрочке (отсрочке) платежей и установлен график погашения задолженности по ссудам и процентам, это не должно являться основанием для изменения даты признания указанных доходов для целей налогообложения прибыли.

 

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

М.А.МОТОРИН

28.11.2002

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017