| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: В целях правильного применения налогового законодательства просим проконсультировать по следующим вопросам, касающимся гл.26.3 НК РФ.

1. Учитывая, что применение коэффициента К1 приостановлено, с какой целью издано Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2002 N 1590-р о публикации сведений о кадастровой стоимости земли?

2. Когда будет впервые опубликован и с какого срока подлежит применению коэффициент К3? Какова будет периодичность его публикаций? Будет ли он дифференцирован по регионам?

3. По каким признакам регионы вправе дифференцировать коэффициент К2? Допускается ли учет месторасположения объекта вменения или у налогоплательщиков в разных местах (центр областного центра и село), но с полностью совпадающими иными критериями сумма доходности должна быть одной и той же?

4. Допускается ли множественность шкал К2, то есть одна шкала К2 - для учета сезонности, другая - для учета ассортимента товаров и т.д., а в дальнейшем все учитываемые К2 просто перемножаются? Что подразумевается под учетом "величины доходов и иных особенностей"?

5. Площадь торгового зала и зала обслуживания посетителей следует учитывать:

- в целом по налогоплательщику с учетом всех его точек (магазинов) в регионе, который ввел ЕНВД, или

- по конкретному объекту (строению), например магазину, или

- по отделам в магазине как разным местам осуществления видов деятельности, подлежащих обложению ЕНВД, если отделы технически и визуально отделены друг от друга (например, расположены на разных этажах здания, имеют разные входы, время работы, ассортимент продаваемой продукции: один - продукты, другой - хозтовары, третий - овощи и т.д.) и фактически не образуют единый объект торговли?

6. На основании каких документов следует определять величину физического показателя (прежде всего, площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) и число используемых автомобилей) для расчета налога? Что подразумевается под инвентаризационными и правоустанавливающими документами при определении площади торгового зала, в частности, при аренде, в том числе краткосрочной, помещений? Включаются ли в торговую площадь (площадь зала для общепита) подсобные, административно - бытовые помещения, помещения для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, неиспользуемые (опечатанные) площади, сданные в аренду (субаренду), находящиеся в ремонте площади? Какие документы необходимы для подтверждения их исключения из расчета? Включаются ли в число используемых автомобилей арендуемые, сданные в аренду, находящиеся в ремонте, используемые для внутрихозяйственных нужд, личный автотранспорт работников и лиц, работающих по договорам гражданско - правового характера? Каковы критерии отнесения деятельности к оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов?

7. Вправе ли регионы переводить на ЕНВД подвиды деятельности - например, исключительно торговлю через палатки, торговлю спиртными напитками, ГСМ, отдельные виды бытовых услуг и т.д.?

8. Что подразумевается под "другими видами бытовых услуг"? В ряде регионов к ним относили услуги прокатов, ломбардов и даже услуги по выпасу скота. Каким перечнем следует руководствоваться налогоплательщикам?

9. Просим разъяснить определение розничной торговли, данное в ст.346.27 НК РФ ("торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет"). О каких услугах покупателям идет речь? Приведите максимально развернутое определение такой торговли. Допустима ли формулировка из прежних региональных законов о ЕНВД: "к розничной торговле относится продажа за наличный расчет товаров, предназначенных для личного, семейного, домашнего и иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью"?

10. Какие дополнительные услуги допускается оказывать организациям общественного питания, переведенным на уплату ЕНВД?

11. Какова процедура перехода на уплату ЕНВД? Будет ли предусмотрено своеобразное подтверждение условий перехода на уплату ЕНВД и соответствующее уведомление налогового органа или со стороны налогового органа, как это было предусмотрено ранее? Начиная с какого момента (день, месяц в течение налогового периода по ЕНВД и другим налогам) налогоплательщик должен перестать уплачивать отменяемые налоги и подавать декларации по ним (авансовые расчеты) и начать уплачивать ЕНВД?

12. В ст.346.29 говорится о "государственной регистрации налогоплательщика", с которой НК РФ связывает, очевидно, возникновение обязанности уплачивать ЕНВД вновь зарегистрированным субъектом предпринимательства. Что это за регистрация - постановка на налоговый учет или собственно госрегистрация? Применимо ли правило "следующего месяца" к уже действующим налогоплательщикам, которые в середине года начинают осуществлять облагаемые ЕНВД виды деятельности?

13. Каков механизм возврата на общий режим налогообложения:

- при несоблюдении ограничений (по площади, например);

- при прекращении занятия указанными в главе видами деятельности?

С какого момента прекращается начисление и уплата ЕНВД и начинается начисление налогов по общей системе налогообложения? Применимо ли здесь правило "следующего месяца"?

14. Можно ли организации совместить ведение облагаемой ЕНВД деятельности и упрощенную систему по всем прочим оборотам?

15. Налогоплательщик, прекративший осуществление вида деятельности, переведенного на уплату ЕНВД, изъявил желание перейти на упрощенную систему налогообложения. В каком порядке должен осуществляться переход?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 января 2003 г. N 04-05-12/02

 

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и по вопросам применения налогового законодательства сообщает следующее.

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2002 N 1590-р издано в соответствии со ст.346.27 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и было принято до рассмотрения и принятия в Государственной Думе проекта федерального закона, внесенного Правительством Российской Федерации, предусматривающего приостановку применения корректирующего коэффициента базовой доходности К1.

При этом ст.2 Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" применение корректирующего коэффициента базовой доходности К1 приостановлено только на 2003 г., что, соответственно, не отменяет порядок доведения сведений о кадастровой стоимости земли, установленный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2002 N 1590-р, в последующие годы.

2. В соответствии со ст.346.27 Кодекса принято Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 N 1834-р. Согласно данному Распоряжению Минэкономразвития России ежегодно, не позднее 20 ноября, должно публиковать в "Российской газете" согласованный с Минфином России единый на всей территории Российской Федерации коэффициент - дефлятор на следующий год.

При этом ст.2 Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ установлено, что коэффициент - дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги), в 2003 г. равен единице.

Учитывая это, а также согласно названному выше Распоряжению Правительства Российской Федерации коэффициент - дефлятор на 2004 г. должен быть опубликован до 20 ноября 2003 г.

3. Статьей 346.27 Кодекса (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ) установлено, что корректирующий коэффициент базовой доходности К2, определяемый законами субъектов Российской Федерации, учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иные особенности. К особенностям места ведения предпринимательской деятельности относятся территориальные факторы, потенциально влияющие на величину вмененного дохода (село или город, центр города или его окраина и ряд других факторов).

4. Главой 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" не предусмотрено установление отдельного корректирующего коэффициента К2 по каждой из особенностей ведения предпринимательской деятельности. При этом, по мнению Департамента, субъекты Российской Федерации при определении указанного коэффициента по виду деятельности, переводимому на уплату единого налога на вмененный доход, вправе предусмотреть дифференцированную шкалу значений по каждой из особенностей ведения предпринимательской деятельности (например, для розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, для места осуществления деятельности в городе и селе и т.д.).

Следует также учитывать, что согласно п.7 ст.346.29 Кодекса значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков субъектами Российской Федерации на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,01 до 1.

5. Установленные пп.4 и 5 п.2 ст.346.26 Кодекса ограничения по площади торгового зала и зала обслуживания посетителей должны соблюдаться налогоплательщиками по каждому объекту организации торговли и общественного питания, используемому ими в предпринимательской деятельности.

Налогоплательщики, превысившие данные ограничения хотя бы по одному объекту организации торговли или общественного питания, не подлежат переводу на уплату единого налога на вмененный доход.

6. Согласно ст.346.27 Кодекса площадью торгового зала (зала обслуживания посетителей) признается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) является частью объекта стационарной розничной торговли (объекта общественного питания) и не включает в себя площадь подсобных, административно - бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

При исчислении суммы единого налога на вмененный доход налогоплательщиком, осуществляющим розничную торговлю (оказание услуг общественного питания) через объект стационарной торговой сети (объект общественного питания), имеющий торговый зал (зал обслуживания посетителей), должна учитываться площадь всех помещений такого объекта, используемых для торговли (в том числе арендованных торговых площадей), и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания.

В площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) не включается площадь, переданная в аренду (при наличии соответствующего договора), а также временно не используемая (например, находящаяся на ремонте) для осуществления розничной торговли (оказания услуг общественного питания), при наличии подтверждающих документов (например, договора подряда на ремонт помещения).

К документам, определяющим площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей), относятся документы, выдаваемые государственными органами инвентаризации (технические паспорта на строения, поэтажные планы, экспликации и т.п.), органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, договоры аренды.

В соответствии со ст.346.26 Кодекса субъекты Российской Федерации вправе переводить на уплату единого налога на вмененный доход организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, эксплуатирующих не более 20 транспортных средств. Под количеством транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов, в данном случае понимается количество транспортных средств, непосредственно используемых для перевозки пассажиров и грузов, находящихся в собственности, на балансе либо арендованных налогоплательщиком для осуществления предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг. Виды автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов отражены в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (группа 60 "Деятельность сухопутного транспорта").

7. В соответствии с п.3 ст.346.26 Кодекса субъектам Российской Федерации предоставлено право определять виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог на вмененный доход, в пределах перечня, установленного п.2 данной статьи Кодекса.

К указанным видам деятельности, в частности, относится розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

В случае принятия субъектом Российской Федерации решения о введении единого налога на вмененный доход в отношении указанного вида деятельности организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю на территории данного субъекта Российской Федерации и соответствующие вышеназванным критериям, обязаны перейти на уплату единого налога на вмененный доход независимо от вида реализуемых товаров (продовольственные или непродовольственные) и объектов осуществления торговли (стационарные или нестационарные).

В том случае, если на территории субъекта Российской Федерации принят закон о введении единого налога на вмененный доход только в отношении отдельных подвидов деятельности, относящихся к розничной торговле, то такой закон на основании решения суда может быть признан не соответствующим федеральному законодательству. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю, но не переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, вправе в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации защитить свои интересы в судебном порядке.

8. В соответствии с пп.1 п.2 ст.346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении такого вида деятельности, как оказание бытовых услуг.

Согласно ст.346.27 Кодекса к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением ломбардов), классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.

К бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, в группе 01 "Бытовые услуги" (за исключением услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств).

9. Из положений ст.346.27 Кодекса следует, что для целей применения гл.26.3 Кодекса под розничной торговлей понимается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет (то есть на основании ст.ст.140 и 861 Гражданского кодекса Российской Федерации расчеты наличными деньгами), не связанные с целями их последующего использования (то есть, например, для личного использования или для предпринимательской деятельности).

Следует также учитывать, что слова "оказание услуг покупателям", используемые в определении понятия "розничная торговля", неразрывно связаны с процессом продажи товаров в розницу. Перечень услуг по розничной торговле, в частности, определен Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (код 5200000).

10. При исчислении суммы единого налога на вмененный доход налогоплательщиком, осуществляющим предпринимательскую деятельность по оказанию услуг общественного питания с применением такого физического показателя базовой доходности, как площадь зала обслуживания посетителей, к услугам общественного питания следует относить услуги питания ресторанов, кафе, столовых, закусочных, баров и предприятий других типов, имеющих залы обслуживания посетителей, а также услуги по организации досуга (музыкального обслуживания, проведения концертов, программ варьете и видеопрограмм, предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярдов), оказываемые предприятиями общественного питания в залах обслуживания посетителей.

11. В том случае, если субъектом Российской Федерации до 1 января 2003 г. был принят закон о введении единого налога на вмененный доход на подведомственной территории в отношении отдельных видов деятельности в пределах перечня, установленного ст.346.26 Кодекса, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эти виды деятельности на территории данного субъекта Российской Федерации, обязаны встать на налоговый учет в налоговые органы по месту осуществления деятельности и самостоятельно перейти на уплату единого налога на вмененный доход с даты его введения. Учитывая, что налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход ст.346.30 Кодекса установлен квартал, датой введения единого налога может быть установлено 1 января или первое число квартала (то есть 1 апреля, 1 июля или 1 октября) календарного года.

С указанной даты налогоплательщики единого налога на вмененный доход по данному виду предпринимательской деятельности уплачивают единый налог взамен налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога с учетом положений ст.346.26 Кодекса.

При этом в соответствии с п.3 ст.346.32 Кодекса плательщики единого налога на вмененный доход обязаны не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода представлять в налоговые органы налоговые декларации по итогам налогового периода.

12. Из положения п.10 ст.346.29 Кодекса следует, что для вновь зарегистрированного (созданного) субъекта предпринимательства, являющегося плательщиком единого налога на вмененный доход, размер вмененного дохода за квартал, в течение которого была осуществлена его государственная регистрация в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве организации или индивидуального предпринимателя, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации.

Данная норма распространяется только на вновь зарегистрированных субъектов предпринимательства, в связи с чем ранее зарегистрированные и осуществляющие предпринимательскую деятельность субъекты предпринимательства, переводимые на уплату единого налога на вмененный доход в течение налогового периода, обязаны рассчитать единый налог на вмененный доход исходя из полных месяцев начиная с месяца, в котором они стали осуществлять виды деятельности, подпадающие под действие регионального закона о едином налоге.

13. В том случае, если плательщик единого налога на вмененный доход прекратил заниматься видом деятельности, облагаемым данным налогом, и начал заниматься видом деятельности, не подпадающим под действие закона о едином налоге, или превысил ограничения, установленные ст.346.26 Кодекса (например, приобрел магазин с площадью торгового зала более 150 кв. м), в течение налогового периода, то он должен перейти на общий режим налогообложения с месяца, следующего за месяцем, в котором он прекратил заниматься видом деятельности, облагаемым единым налогом на вмененный доход, или превысил установленные ограничения.

14. Подпунктом 12 п.3 ст.346.12 Кодекса установлено, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения, в частности, организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с гл.26.3 Кодекса.

Пунктом 7 ст.346.26 Кодекса установлено, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с общим режимом налогообложения.

В соответствии со ст.5 Кодекса федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за их принятием, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

На основании этого субъекты Российской Федерации, принявшие решение о введении на подведомственной территории единого налога на вмененный доход, должны были принять соответствующие законы до 1 января 2003 г. и довести их (опубликовать) до налогоплательщиков и налоговых органов. При этом организации и индивидуальные предприниматели, переводимые в 2003 г. на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, должны учитывать положения ст.ст.346.12 и 346.26 Кодекса.

В том случае, если такого закона на территории того или иного субъекта Российской Федерации до указанной выше даты принято не было, то единый налог на вмененный доход на указанной территории может быть введен не ранее 1 января 2004 г.

15. Организациям и индивидуальным предпринимателям, переведенным на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 2003 г. и изъявившим желание впоследствии перейти на упрощенную систему налогообложения (например, в связи с завершением осуществления вида деятельности, переведенного на уплату единого налога на вмененный доход), следует руководствоваться общим порядком перехода на упрощенную систему налогообложения, установленным п.1 ст.346.13 Кодекса.

 

Руководитель Департамента

налоговой политики

А.И.ИВАНЕЕВ

22.01.2003

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024