| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: В целях правильного применения налогового законодательства просим проконсультировать по следующему вопросу.

Законом РФ от 12.12.1991 N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" предусмотрены ставки налога, дифференцированные в зависимости от стоимости наследуемого имущества для наследников первой очереди, второй очереди и других наследников.

Правильно ли мы считаем, что при исчислении налога сыну наследодателя должна применяться ставка налога, установленная для наследников I очереди, независимо от оснований получения наследства (по закону или по завещанию)?

Пользователи СС "КонсультантФинансист"

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 апреля 2003 г. N 04-00-11

 

В Министерстве финансов Российской Федерации рассмотрен вопрос об исчислении сыну наследодателя налога с имущества, переходящего в порядке наследования, по ставке, установленной для наследников первой очереди, независимо от правового основания наследования (по завещанию или по закону). По существу вопроса сообщается следующее.

Статьей 3 Закона Российской Федерации "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" ставки налога дифференцированы в зависимости от стоимости наследственного имущества и категории наследников, для которых характерен общий признак - определенная степень родства между наследниками и наследодателями. Указанным Законом не разграничен режим налогообложения в зависимости от правового основания наследования (в силу завещания или закона) и не установлены ставки налога с имущества, переходящего в порядке наследования, специально для наследников по завещанию, фактически являющихся наследниками определенной очереди в зависимости от степени родства с наследодателями. Из указанного Закона и гражданско - правового института наследования не следует, что к наследникам с одинаковой степенью родства должны применяться разные ставки налога (существенно различающиеся) в зависимости от правового основания наследования имущества.

В соответствии с п.п.1 и 3 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Исходя из принципов справедливости, соразмерности и равенства, закрепленных Конституцией Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации, и смысла налогообложения наследование по завещанию не может являться правовым основанием для ущемления в налоговых правоотношениях прав и законных интересов наследников по завещанию, относящихся по степени родства к наследникам по закону определенной очереди. Применение налоговыми органами максимальных ставок налога с имущества, переходящего в порядке наследования, для наследников по завещанию влечет существенное ухудшение их положения, не является экономически обоснованным, нарушает принципы справедливого налогообложения, юридического равенства налогоплательщиков, равного налогового обременения и представляется произвольным.

В ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации, в частности в Определении от 10.11.2002 N 313-О, указано, что установление тех или иных особенностей взимания налоговых платежей "является прерогативой законодателя, который, однако, не может при этом нарушать общие принципы налогообложения; в силу принципов справедливого налогообложения, юридического равенства налогоплательщиков, равного финансового обременения, всеобщности налогообложения установление для отдельных категорий плательщиков особых условий уплаты обязательных платежей является разновидностью государственной поддержки, при том что такое регулирование не может носить дискриминационный характер, вводить необоснованные и несправедливые различия и ставить одни категории налогоплательщиков в худшее по отношению к другим положение, т.е. нарушать конституционный принцип равенства. При этом, по смыслу ст.57 Конституции Российской Федерации в системной связи с ее ст.ст.1 (ч.1), 15 (ч.2 и 3) и 19 (ч.1 и 2), в Российской Федерации как правовом государстве законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы; неясность налоговой нормы может привести к не согласующемуся с конституционным принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым - к нарушению конституционного принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного п.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации".

Вызывает возражение позиция МНС России (Письмо МНС России от 11.01.2002 N 04-3-09/1210), согласно которой налог с имущества, переходящего в порядке наследования, при наследовании имущества по завещанию должен исчисляться исключительно по ставкам, установленным для других наследников.

Представляется неприемлемым использование гражданско - правового института завещания в налоговых правоотношениях в целях ущемления прав наследников по завещанию и возложения на них дополнительной обязанности по уплате налога с имущества, переходящего в порядке наследования, по сравнению с обязанностью, которая возникла бы при наследовании этими лицами соответствующего имущества по закону.

Законом Российской Федерации "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" прямо не установлено, что к другим наследникам относятся все наследники по завещанию вне зависимости от степени их родства с наследодателями.

Игнорирование такого существенного факта, как степень родства сына - наследника по завещанию с наследодателем, при исчислении налога с имущества, переходящего в порядке наследования, и применении для него налоговой ставки, установленной для других наследников, влечет посредством дискриминационного налогового обременения несоблюдение гарантированных конституционных принципов, общих принципов налогообложения и искажение сущности признания приоритетными прав таких наследников в гражданских правоотношениях. В этом случае, например, права и обязанности наследников по завещанию - сыновей наследодателей (в отличие от прав и обязанностей сыновей - наследников по закону) в налоговых правоотношениях приравнивались бы к правам и обязанностям пасынков и других наследников второй - седьмой степеней родства, призываемых к наследованию по закону, если нет наследников предшествующих очередей. Такая позиция не может быть признана приемлемой. Гражданским кодексом Российской Федерации установлена очередность наследования по закону, основанная на степени родства, в целях защиты интересов родственников наследодателей.

Применение для сына наследодателя ставки налога с имущества, переходящего в порядке наследования, установленной для других наследников, повлечет существенное ухудшение положения этого налогоплательщика и необоснованное увеличение суммы налога в 3 - 4 раза по сравнению с суммой налога, которую он должен уплатить по налоговой ставке, применяемой для лиц, относящихся по степени родства к наследникам первой очереди по закону.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.19 и 57 Конституции Российской Федерации, правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в ряде его решений (от 11.11.1997, 02.11.2000, 07.02.2002 и 10.11.2002 и других), ст.ст.3, 21 - 23 Налогового кодекса Российской Федерации и действующим Законом Российской Федерации "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", считаем, что при исчислении налога с имущества, переходящего в порядке наследования, для сына наследодателя должны применяться ставки налога, предусмотренные Законом Российской Федерации "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" для наследников первой очереди, в круг которых входят дети.

 

Первый заместитель Министра финансов

Российской Федерации

С.Д.ШАТАЛОВ

29.04.2003

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024