| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Религиозная организация (православная церковь) просит разъяснить, какие льготы предоставляются религиозным организациям по налогу на прибыль, НДС, налогу с продаж, налогу на имущество предприятий и земельному налогу? Возможно ли полное освобождение религиозных организаций от налогообложения?

Должна ли указанная организация вести бухгалтерский учет и представлять в налоговые органы декларацию по налогу на прибыль в случае, если она не ведет коммерческой деятельности (объект обложения налогом на прибыль отсутствует), а получает доходы от физических лиц (прихожан) только в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний (в частности, поминания усопших на полгода или сорокоуст)? Если да, то в каком порядке должна была заполняться и представляться указанная декларация в 2003 г.? Как учитывались в бухгалтерском учете полученные доходы? Отражалась ли в декларации стоимость продуктов питания, положенных прихожанами на панихидный столик для поминания усопших родственников?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 февраля 2004 г. N 04-02-05/4/2

 

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо, поступившее из Администрации Президента Российской Федерации, по вопросу освобождения религиозных организаций от налогообложения и сообщает следующее.

Законодательством Российской Федерации по налогам и сборам для религиозных организаций и их предприятий установлены льготы по отдельным видам налогов.

Так, гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), введенной в действие с 1 января 2002 г., установлено, что доходы в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозными организациями в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения, не учитываются при определении налоговой базы (пп.27 п.1 ст.251 Кодекса).

В то же время согласно п.48 ст.270 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются расходы, осуществляемые религиозными организациями в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также в связи с реализацией религиозной литературы и предметов религиозного назначения.

Подпунктом 11 п.2 ст.251 Кодекса установлено также, что имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности, не учитываются при определении налоговой базы.

Кроме того, расходы налогоплательщиков-организаций, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций, в виде сумм прибыли, полученной от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения, учитываются как расходы, связанные с производством и реализацией, при условии перечисления этих сумм на осуществление уставной деятельности указанных религиозных организаций (пп.39.1 п.1 ст.264 Кодекса).

Главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса освобождены от обложения указанным налогом реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с Перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению религиозных организаций (объединений)), производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями), организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений), в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья, а также организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий (пп.1 п.3 ст.149 Кодекса).

Главой 27 "Налог с продаж" Кодекса установлено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации физическим лицам услуг по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями, предметов культа и религиозного назначения религиозными организациями (п.1 ст.350 Кодекса).

Одновременно сообщается, что с 1 января 2004 г. гл.27 Кодекса утрачивает силу.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (ст.4) налогом на имущество предприятий не облагается имущество религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ.

Согласно Закону Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются религиозные объединения, на землях которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры.

При этом в настоящее время Минфином России ведется работа над проектом федерального закона, предусматривающего главу "Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Проектом указанной главы установлена норма, предусматривающая освобождение от налогообложения религиозных организаций в части принадлежащих им земельных участков, отведенных для основания и содержания культовых зданий и сооружений.

Что касается вопроса о представлении налоговой декларации по налогу на прибыль и ведения бухгалтерского учета, то следует сказать следующее.

В гл.25 "Налог на прибыль организаций" части второй Кодекса (абз.2 п.14 ст.250 Кодекса) предусмотрено, что налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы и услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств, признаются внереализационными доходами (абз.1 п.14 ст.250 Кодекса), и, соответственно, указанные доходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Таким образом, при нецелевом использовании некоммерческими организациями доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, перечень которых приведен в ст.251 Кодекса, у некоммерческих организаций возникает объект налогообложения по налогу на прибыль организаций.

В связи с этим налоговые органы обязаны проверять целевое использование некоммерческими организациями, в том числе религиозными организациями, доходов, полученных на их содержание и ведение уставной деятельности, поименованных в ст.251 Кодекса.

Соответственно, в Кодексе предусмотрено, что в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций должны отражаться не только данные, относящиеся к коммерческой деятельности некоммерческих организаций, но и данные о средствах, поступивших на их содержание и ведение уставной деятельности и сведения об их расходовании.

Во исполнении п.14 ст.250 Кодекса Министерство Российской Федерации по налогам и сборам Приказом от 07.12.2001 N БГ-3-02/542 (с учетом изменений и дополнений) утвердило лист 14 "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования" Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

Представление налоговой декларации в таком объеме необходимо для осуществления контроля за использованием по целевому назначению целевых поступлений и других доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Направление целевых поступлений религиозными организациями по видам мероприятий в рамках осуществления их уставной деятельности налоговыми органами не контролируется. Следовательно, во внутреннюю деятельность религиозных организаций налоговые организации не вмешиваются.

Согласно ст.246 гл.25 Кодекса налогоплательщиками по налогу на прибыль организаций признаются все российские организации, включая религиозные организации. Пунктом 1 ст.289 Кодекса установлено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

Таким образом, обязанность представлять декларации по налогу на прибыль установлена Кодексом. Это означает, что религиозные организации в соответствии с указанной нормой также обязаны представлять налоговые декларации в налоговые органы независимо от того, возникает у них объект налогообложения или нет.

Пунктом 2 ст.289 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации по упрощенной форме. Некоммерческие организации (включая религиозные организации), у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода. Согласно ст.285 Кодекса налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

Налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода представляют в том числе и религиозные организации, не имевшие в течение налогового периода доходов от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов, а получившие только целевые поступления, указанные в ст.251 Кодекса, которые не учитываются при определении налоговой базы.

Религиозные организации, не имеющие объектов обложения налогами, предусмотренными действующим законодательством, могут не представлять в налоговые органы бухгалтерские отчеты и балансы, что было разъяснено Письмом Госналогслужбы России от 22.05.1995 N ВГ-6-01/286.

Что касается ведения бухгалтерского учета, то Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ст.4) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации.

Следовательно, религиозные организации до введения и после введения гл.25 Кодекса обязаны вести бухгалтерский учет в порядке, установленном действующим законодательством. В соответствующих регистрах бухгалтерского учета должны учитываться доходы, полученные в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, целевые поступления и другие доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, и расходы, произведенные за счет указанных доходов. Учет указанных доходов и произведенных за счет них расходов ведется в хронологическом порядке.

В соответствии с пп.27 п.1 ст.251 Кодекса доходы в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В связи с этим денежные средства и другое имущество, полученные религиозными организациями в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, в том числе поминания усопших на полгода или сорокоуст, при определении налоговой базы не учитываются и, соответственно, отражаются в листе 14 Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

Стоимость продуктов питания, положенных прихожанами на панихидный столик для поминания усопших родственников, в листе 14 Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций не отражается.

Исходя из изложенного оснований для непредставления указанными религиозными организациями налоговых деклараций по налогу на прибыль организации не имеется.

 

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

М.А.МОТОРИН

02.02.2004

 

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024