| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Пунктом 7 ст.381 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения имущества организаций в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд социального обеспечения. Распространяется ли данное положение на Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и их территориальные подразделения?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 апреля 2004 г. N 04-05-06/44

 

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо о порядке применения положения п.7 ст.381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и их территориальных подразделений и сообщает следующее.

Согласно п.7 ст.381 Кодекса организации освобождаются от налогообложения в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд социального обеспечения.

Однако в гл.30 "Налог на имущество организаций" Кодекса не содержится определение понятия объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд социального обеспечения.

В законодательстве Российской Федерации формулировка понятия "социальное обеспечение" также не определена.

В связи с этим полагаем, что необходимо учитывать следующее.

Согласно ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

При этом определено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.1997 N 20-П (а также Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П и от 18.03.2004 N 6-П) социальное обеспечение осуществляется посредством денежных выплат (пенсий, социальных пособий и др.), предоставления гражданам натуральных видов содержания, социальных услуг за счет средств обязательного социального страхования, бюджетных ассигнований и иных источников. И хотя социальное обеспечение охватывает различные виды помощи, поддержки, его основное содержание заключается именно в материальном обеспечении, предоставлении человеку средств к существованию, на что указывает и ст.39 Конституции Российской Федерации, согласно которой государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Функции по обеспечению обязательного пенсионного страхования и социального страхования возлагаются законодательством Российской Федерации (Федеральные законы от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 07.08.1992 N 822 "О Фонде социального страхования Российской Федерации") на Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации.

Кроме того, необходимо принимать во внимание то, что согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД", деятельность в области обязательного социального обеспечения включает, в частности:

- "деятельность, связанную с предоставлением пособий по болезни, материнству и временной нетрудоспособности", которую осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации;

- "деятельность, связанную с пенсионным обеспечением государственных служащих; деятельность, связанную с предоставлением пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, кроме пенсий, выплачиваемых государственным служащим", которую осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.

Учитывая изложенное, полагаем, что Фонд социального страхования Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации и их территориальные органы в рамках выполнения возложенных на них функций осуществляют деятельность, направленную на реализацию гарантированных ст.39 Конституции Российской Федерации прав граждан на социальное обеспечение, что позволяет, по нашему мнению, относить имущество, используемое ими в указанных целях, к освобождаемому от налогообложения.

Что касается деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования, то она осуществляется в целях обеспечения охраны здоровья населения и оказания ему медицинской помощи в рамках реализации положений ст.41 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом указанной статьей определено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (на это, в частности, указывается и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 131-О).

 

Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

А.И.САЛИНА

16.04.2004

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024