| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Банку не был возвращен кредит, а также не были уплачены причитающиеся по нему проценты. Специализированными службами банка вынесено заключение о невозможности взыскания данного долга, после чего было принято решение об уступке права требования основного долга и процентов по кредиту за сумму, существенно меньшую, чем указанный долг. Просим разъяснить порядок учета в целях налогообложения прибыли операции по уступке права требования. Применяются ли при этом положения ст.40 НК РФ?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 8 июня 2004 г. N 03-02-05/5/6

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Право требования согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации относится к имущественным правам.

Статья 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) устанавливает принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.

Статьей 38 Кодекса установлено, что объектом налогообложения может являться имущество (за исключением имущественных прав).

Таким образом, до внесения соответствующих изменений в ст.38 Кодекса имущественные права не подпадают под юрисдикцию положений ст.40 Кодекса.

Как указано в ст.384 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права требования. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.

Таким образом, стоимость реализованного товара (работы, услуги) определяется исходя из объема прав и условий, которые существовали к моменту перехода прав, если договором или законом не предусмотрено иное. При этом в объем уступаемого права требования включаются как сумма кредита (сумма основного долга), так и сумма процентов, исчисленных (начисленных) до момента перехода права требования по кредиту.

Правила формирования налоговой базы, предусмотренные ст.279 Кодекса, применяются налогоплательщиками, осуществляющими исчисление доходов (расходов) по методу начисления.

Пунктом 6 ст.271 Кодекса предусмотрено, что по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях гл.25 Кодекса доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец соответствующего отчетного периода.

Из суммы убытка по сделке уступки права требования, приравненного ст.265 Кодекса к внереализационным расходам, исключаются выплачиваемые банку организацией-должником при выдаче кредита суммы комиссионных вознаграждений.

Для целей налогообложения сумма процентов, начисленных на сумму основного долга по кредитному договору, при уступке права требования определяется в соответствии с положениями ст.269 Кодекса, согласно которым расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях.

При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

 

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

М.А.МОТОРИН

08.06.2004

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024