| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: В 2004 г. ЗАО выявлены расходы, не учтенные при формировании налоговой базы по налогу на прибыль за 2000 г. Налоговая инспекция отказалась принять уточненную налоговую декларацию за 2000 г. в связи с тем, что в 2004 г. не может быть проведена камеральная проверка налоговой декларации за 2000 г. (ст.87 НК РФ).

Порядок внесения изменений и дополнений в налоговые декларации установлен ст.81 НК РФ. Данной статьей предусмотрена обязанность налогоплательщика при обнаружении в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию. Статьей 81 НК РФ не установлен срок подачи уточненной налоговой декларации.

Согласно ст.78 НК РФ, устанавливающей порядок возврата и зачета излишне уплаченных сумм налогов и сборов, заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Ограничена трехгодичным сроком возможность подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога, и не установлено ограничение по сроку зачета излишне уплаченного налога.

Соответствует ли Налоговому кодексу РФ отказ налогового органа принять уточненную декларацию за 2000 г. для проведения зачета излишне уплаченной суммы налога на прибыль предприятий и организаций?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 августа 2004 г. N 03-02-07/15

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос ЗАО об отказе налогового органа принять уточненную декларацию за 2000 г. для проведения зачета излишне уплаченной суммы налога на прибыль предприятий и организаций и сообщает следующее.

Пунктом 1 ст.81 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

В соответствии с п.2 ст.80 Кодекса налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика поставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления.

Внесение налогоплательщиком изменений в налоговую декларацию, согласно которым уменьшаются исчисленные ранее суммы налога, может служить основанием для осуществления налоговым органом зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога в порядке, установленном ст.78 Кодекса.

В соответствии с п.п.4 и 7 ст.78 Кодекса зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется по решению налогового органа на основании письменного заявления налогоплательщика. При этом в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Учитывая, что заявление о возврате излишне уплаченной налогоплательщиком суммы налога может быть подано в срок, не превышающий трех лет со дня уплаты указанной суммы (п.8 ст.78 Кодекса), заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет со дня излишней уплаты налога.

Данная позиция находит подтверждение в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2004 N 2046/04, где определено, что по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика, поэтому к требованию налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию об их возврате должен применяться единый правовой режим.

Кроме того, в рамках осуществления налогового контроля для проверки изменений, вносимых налогоплательщиком в налоговую декларацию, налоговый орган проводит налоговую проверку. При этом в соответствии со ст.87 Кодекса налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Таким образом, налоговый орган имеет возможность проверить правильность и обоснованность вносимых налогоплательщиком изменений в налоговую декларацию, только если со дня уплаты суммы соответствующего налога прошло не более трех лет.

Из рассматриваемых норм Кодекса следует, что налогоплательщик вправе внести изменения в налоговую декларацию, в том числе в период, предшествующий предельному сроку, установленному Кодексом для проведения налоговой проверки, а налоговый орган обязан принять данную налоговую декларацию. При этом зачет или возврат излишне уплаченных налогоплательщиком сумм налога может быть осуществлен налоговым органом, только если со дня уплаты указанных сумм налога не истек трехлетний срок.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

24.08.2004

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024