Проблемная ситуация: О порядке учета
банком в целях исчисления налога на прибыль доходов в виде процентов по
кредитному договору.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 февраля 2009 г. N 03-03-06/2/30
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогового
учета доходов в виде процентов для целей налогообложения прибыли и сообщает
следующее.
Статьей 819 Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что по кредитному договору
банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные
средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором,
а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на
нее. В соответствии с п. 2 указанной статьи к отношениям по кредитному договору
применяются правила, регламентирующие отношения займа, если иное не вытекает из
существа кредитного договора.
В соответствии со ст. 809 ГК РФ, в случае
если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право
на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и порядке,
определенных договором. При отсутствии иного соглашения проценты выплачиваются
ежемесячно до дня возврата суммы займа.
Согласно п. 6 ст. 250 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ) к внереализационным доходам относится
доход в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского
счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым
обязательствам. Особенности определения доходов банков в виде процентов
установлены ст. 290 НК РФ. В соответствии с пп. 1 п.
2 ст. 290 НК РФ к доходам банка в целях исчисления налога на прибыль относятся
доходы в виде процентов от предоставления кредитов и займов.
При этом для целей налогообложения
прибыли под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и
коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные
заимствования независимо от формы их оформления.
Порядок налогового учета доходов
(расходов) в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета,
банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым
обязательствам установлен ст. 328 НК РФ.
В соответствии с п.
4 указанной статьи налогоплательщик, определяющий доходы (расходы) по методу
начисления, определяет сумму дохода (расхода), полученного (выплаченного) либо
подлежащего получению (выплате) в отчетном периоде в виде процентов в
соответствии с условиями договора, исходя из установленных по каждому виду
долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового
обязательства в отчетном периоде с учетом положений данного пункта. Налогоплательщик в аналитическом учете на основании справок
ответственного лица, которому поручено ведение учета доходов (расходов) по
долговым обязательствам, обязан отразить в составе доходов (расходов) сумму
процентов, причитающуюся к получению (выплате) на конец месяца.
Таким образом, в соответствии с
положениями гл. 25 НК РФ основанием для начисления в налоговом учете дохода в
виде процентов является действующее долговое обязательство, в том числе его
условия, предусматривающие уплату процентов.
В связи с этим начисление банком доходов
в виде процентов по кредитному договору производится до тех пор, пока
существуют взаимные обязательства по договору в соответствии со ст. 809 ГК РФ.
В случае изменения условий долгового
обязательства, оформленного надлежащим образом, проценты подлежат начислению в
доходах налогоплательщика с учетом таких изменений. При этом,
если в соответствии с условиями долгового обязательства проценты в течение
определенного периода времени на сумму обязательства не начисляются, в составе
доходов для целей налогообложения прибыли такие суммы в течение указанного
периода также могут не учитываться.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
27.02.2009