Проблемная ситуация: Индивидуальный предприниматель в
2000 г. приобрел в собственность часть нежилого здания и до 2006 г. представлял
декларации и уплачивал земельный налог в отношении соответствующей части
земельного участка. Органом местной власти принято решение, в соответствии с
которым с 01.01.2006 собственники помещений должны заключать договоры аренды в
отношении земельных участков, расположенных под данными помещениями. С
01.01.2006 по 14.08.2007 в период осуществления межевания земельного участка
индивидуальный предприниматель уплачивал арендную плату в отношении данного
земельного участка. Постановлением Администрации муниципального образования от
12.02.2008 земельный участок передан в аренду собственникам помещений в здании,
в том числе индивидуальному предпринимателю. В январе 2009 г. налоговый орган
привлек индивидуального предпринимателя к ответственности за непредставление
деклараций и неуплату земельного налога за 2006 - 2007 гг. Правомерны ли
действия налогового органа?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 марта 2009 г. N 03-05-06-02/14
В соответствии с п. 9.20 Регламента
Минфина России, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н,
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики просит рассмотреть
обращение по существу содержащихся в нем вопросов, о результатах рассмотрения
сообщить заявителю и копию ответа направить в Департамент.
Вместе с тем при рассмотрении указанного
обращения полагаем необходимым учитывать следующее.
В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога
признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на
праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве
пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения по земельному
налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального
образования, на территории которого введен налог. При этом согласно ст. 11.1
Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть
земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными
законами.
Таким образом, полагаем, что до
формирования земельного участка и проведения его кадастрового учета обязанность
по уплате земельного налога не возникает. Указанная позиция отражена также в
Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 5-Г06-57.
Кроме того, следует
учитывать, что при переходе права собственности на здание, строение,
сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно
приобретает право на использование соответствующей части земельного участка,
занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на
тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (ст. 35 Земельного
кодекса Российской Федерации).
В случае
приобретения права собственности на здание, строение или сооружение на
основании договора купли-продажи необходимо учитывать положения ст. 552
Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым по договору продажи
здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей
права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный
участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. При этом в случае продажи недвижимости, находящейся на земельном
участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель
приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же
условиях, что и продавец недвижимости (п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса
Российской Федерации).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
04.03.2009