Проблемная ситуация: Какие из положений Порядка
определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной
среды, размещение отходов, другие виды негативного воздействия, установленного
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, являются в настоящее время
действующими, учитывая Решение Верховного Суда РФ от 12.02.2003 N ГКПИ 03-49? Каким образом на практике реализуется право налогоплательщика по
применению льгот и корректировок по плате за негативное воздействие на
окружающую среду, учитывая, что плата за негативное воздействие на окружающую
среду вносится единым платежным документом, а предоставленное органам
исполнительной власти субъектов РФ совместно с участием территориальных органов
МПР России право осуществлять корректировку размеров платежей, а также
освобождать от их уплаты отдельные категорий природопользователей
приводит к недопоступлению части соответствующих средств в федеральный бюджет и бюджет муниципальных
образований?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 марта 2009 г. N 03-06-05-04
В соответствии с письмом Минфин России
сообщает следующее.
В настоящее время Порядок исчисления и
взимания платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлен
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632,
правомерность которого признана Решением Верховного Суда Российской Федерации
от 12.02.2003 N ГКПИ 03-49. Недействующими признаны только п. 2 Постановления, устанавливающий правила утверждения нормативов платы за
загрязнение окружающей среды, и п. 9 Порядка определения этой платы в части ее
взыскания в безакцептном порядке.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона
от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" порядок исчисления
и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается
законодательством Российской Федерации. В целях приведения п.
2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 в
соответствие с данной нормой Закона Постановлением Правительства Российской
Федерации от 12.06.2003 N 344 утверждены Нормативы платы за выбросы в
атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными
источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные
объекты, размещение отходов производства и потребления.
Пунктом 4
Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об
утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение
окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного
воздействия" установлено, что органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации совместно с участием территориальных органов МПР России
осуществляют корректировку размеров платежей природопользователей
с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных
платежей, а также освобождают от нее отдельные организации.
Вместе с тем указанным Постановлением не
установлено, в какой части платы за негативное воздействие на окружающую среду
(федеральной, региональной или муниципальной) могут быть понижены ее размеры.
В настоящее время плата за негативное
воздействие на окружающую среду вносится единым платежным документом с
последующим распределением по уровням бюджетной системы Российской Федерации в
соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) от
31.07.1998 N 145-ФЗ. В частности, согласно ст. ст. 51, 57 и 62 Кодекса плата за
негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению: 20% - в
федеральный бюджет, 40% - в бюджеты субъектов Российской Федерации и 40% - в
бюджеты муниципальных районов и городских округов.
При принятии решения органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении льгот или
освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду происходит недопоступление средств в федеральный
бюджет и бюджеты муниципальных образований, что является нарушением принципа
самостоятельности бюджетов, предусмотренного ст. 31 Кодекса.
В настоящее время гарантированное право
плательщиков на применение льготы или корректировки по плате за негативное
воздействие на окружающую среду не может быть обеспечено в силу вышеуказанных
обстоятельств.
В целях
стимулирования осуществления предприятиями природоохранных мероприятий Минфином
России ведется работа по подготовке необходимых изменений в бюджетную
классификацию Российской Федерации, а именно по разделению кода бюджетной
классификации 498 1 12 01000 120 "Плата за негативное воздействие на
окружающую среду" по видам доходов в зависимости от уровня бюджета
бюджетной системы Российской Федерации, и Бюджетный кодекс Российской
Федерации.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
13.03.2009