Проблемная ситуация: 1. О праве налогоплательщиков
изменить порядок исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль, подлежащих
уплате в IV квартале 2008 г. 2. О порядке учета в целях налога на прибыль сумм
восстановленной амортизационной премии при реализации ОС. 3. Об отсутствии
оснований для применения с 01.01.2009 к основной норме амортизации коэффициента
0,5 в отношении легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 марта 2009 г. N 03-03-05/37
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письма по вопросам о порядке
налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.
1. Разъяснение по
вопросу о порядке реализации права налогоплательщиков изменить порядок
исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль, подлежащих уплате в IV
квартале 2008 г., в связи с принятием Федерального закона от 26.11.2008 N
224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской
Федерации" было направлено в ФНС России Письмом Минфина России от
27.11.2008 N 03-00-08/40.
2. Департамент поддерживает позицию ФНС
России по вопросу о порядке восстановления амортизационной премии, изложенную в
п. 2 Письма от 13.01.2009 N 3-2-06/5.
Пунктом 9 ст. 258 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) с 01.01.2009 предусмотрено, что в случае
реализации основных средств, по которым был применен механизм амортизационной
премии, ранее чем по истечении пяти лет с момента их
введения в эксплуатацию суммы амортизационной премии подлежат восстановлению и
включению в налоговую базу по налогу. Данное положение распространено на
объекты основных средств, введенные в эксплуатацию начиная с 01.01.2008 (п. 10
ст. 9 Федерального закона 26.11.2008 N 224-ФЗ).
Вместе с тем п. 2 ст. 5 Кодекса
предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие
новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или
плательщиков сборов, обратной силы не имеют.
Таким образом, если
налогоплательщик в 2008 г. уменьшал размер налоговой базы на суммы
амортизационной премии в связи с приобретением в 2008 г. основных средств (их
реконструкцией, модернизацией и т.п.), то в случае их реализации до вступления
в силу рассматриваемого порядка у него не возникает обязанности восстановления
этих сумм и их включения в налоговую базу по налогу на прибыль.
В случаях реализации после 01.01.2009
(дата вступления в силу Федерального закона 26.11.2008 N 224-ФЗ) объектов
основных средств, введенных в эксплуатацию до 01.01.2008, обязанности по
восстановлению сумм амортизационной премии у налогоплательщиков не возникает.
Указанный порядок распространяется в том числе и на
случаи реализации основных средств, по которым произведены капитальные вложения
после 01.01.2008 с применением механизма амортизационной премии.
Восстановление сумм амортизационной
премии в случае выбытия основных средств, не признаваемого реализацией в
соответствии с гл. 25 Кодекса, налоговым законодательством не предусмотрено.
Под восстановлением сумм амортизационной
премии следует понимать увеличение налогоплательщиками размера налоговой базы
по налогу на прибыль в периоде реализации объектов основных средств путем включения учтенной ранее суммы амортизационной премии в
составе внереализационных доходов. При этом восстановленная сумма
амортизационной премии в составе расходов ни в периоде восстановления, ни в
последующих периодах, в том числе через амортизационные начисления, учету не
подлежит.
3. В соответствии с введенной
ст. 3 Федерального закона 26.11.2008 N 224-ФЗ в Федеральный закон от 05.08.2000
N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской
Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации о налогах" ст. 27.2 организации, применявшие к основной норме
амортизации специальный коэффициент 0,5 в отношении легковых автомобилей и
пассажирских микроавтобусов, имевших первоначальную стоимость
соответственно более 600 000 руб. и 800 000 руб., с 1 января 2009 г. указанный
коэффициент не применяют.
Данный порядок с 01.01.2009
распространяется на все указанные объекты основных средств вне зависимости от
даты их ввода в эксплуатацию.
Кроме того, ст. 259.3 Кодекса не
предусматривает применение понижающего коэффициента к норме амортизации в
отношении легковых автомобилей и микроавтобусов.
Учитывая изложенное,
в отношении легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов с первоначальной
стоимостью соответственно более 300 000 руб. и 400 000 руб., введенных в эксплуатацию
до 2008 г., понижающий коэффициент 0,5 к норме амортизации также не
применяется.
4. Позиция Департамента по вопросу о
порядке учета расходов в виде процентов для целей налогообложения прибыли будет
сообщена дополнительно.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
16.03.2009