Проблемная ситуация: В соответствии с соглашением о
предоставлении профессиональных услуг, заключенным между российским банком -
заказчиком и чешской организацией - исполнителем на неопределенный срок,
чешская организация осуществляет доработку сайта банка, в результате чего у
банка возникают исключительные права на авторские работы, стоимость которых
выделена отдельно от стоимости услуг по доработке сайта. Платежи, перечисляемые
исполнителю за передачу исключительных и неисключительных прав на все авторские
работы, выполненные исполнителем, квалифицируются в соглашении как роялти.
Следует ли банку в качестве налогового агента удерживать налог на прибыль с
общей стоимости оказанных иностранной организацией услуг по доработке сайта,
расходы по которым в полном объеме учитываются банком как нематериальный актив,
либо только со стоимости исключительных прав, выделенной в договоре отдельной
строкой?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 марта 2009 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел запрос относительно налогообложения доходов иностранной
организации - налогового резидента Чехии от оказания услуг по доработке сайта
для российской организации и от передачи исключительных и неисключительных прав
на все авторские работы и сообщает.
Учитывая, что в
соответствии с соглашением о предоставлении профессиональных услуг, заключенным
между российской организацией - заказчиком и чешской организацией -
исполнителем, платежи, перечисляемые исполнителю за передачу исключительных и
неисключительных прав на все авторские работы, выполненные исполнителем,
квалифицируются как роялти, к данному виду дохода применяются положения ст. 12
Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской
Республики об избежании двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от
налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.11.1995 (далее -
Конвенция).
Согласно п. 2 ст.
12 Конвенции доходы чешской компании в виде роялти могут облагаться налогом в
Российской Федерации и в соответствии с законодательством этого государства,
но, если получатель имеет фактическое право на роялти, взимаемый таким образом
налог не должен превышать 10 процентов от общей суммы роялти при условии
представления иностранной организацией - получателем дохода документа,
подтверждающего постоянное местонахождение указанной иностранной организации в Чехии, заверенного компетентным органом Чехии, согласно п. 1 ст.
312 Кодекса.
В силу того что
соглашение о предоставлении профессиональных услуг заключено между российской
организацией - заказчиком и чешской организацией - исполнителем на
неопределенный срок, деятельность данной чешской организации может иметь
регулярный характер и не ограничиваться услугами, оказанными в соответствии с
графиком задания "А", а следовательно, приводить к образованию
постоянного представительства данной чешской организации на территории
Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 5 Конвенции.
Согласно п. 1 ст. 7 Конвенции прибыль
предприятия одного Договаривающегося Государства подлежит налогообложению
только в этом Государстве, если только предприятие не осуществляет
предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через
находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет
предпринимательскую деятельность вышеуказанным образом, то прибыль предприятия
может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая
относится к этому постоянному представительству. Это означает, что Российской
Федерации предоставлено право налогообложения прибыли постоянных
представительств чешских компаний. Данное право реализуется нормой п. 1 ст. 246
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которому
иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации
через постоянные представительства, являются плательщиками налога на прибыль
организаций.
В соответствии со
ст. 247 и п. 1 ст. 307 Кодекса объектом налогообложения для иностранных
организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через
постоянные представительства, признается доход, полученный иностранной
организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской
Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину
произведенных этим постоянным представительством расходов, определяемых с
учетом положений п. 4 данной статьи, а также другие доходы от источников в Российской Федерации, указанные в п. 1 ст. 309
Кодекса, относящиеся к постоянному представительству.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
18.03.2009