Проблемная ситуация: О порядке учета
расходов в виде платы за доступ на объект недвижимости для проведения
подготовительных работ по предварительному договору аренды в целях исчисления
налога на прибыль.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 марта 2009 г. N 03-03-06/1/171
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о
порядке учета расходов в виде платы за доступ на объект недвижимости для
проведения подготовительных работ по предварительному договору аренды и
сообщает следующее.
При определении налоговой базы по налогу
на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные
доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном гл. 25
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
При этом ст. 252 Кодекса предусмотрены
критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением
расходов, указанных в ст. 270 Кодекса) признаются расходами для целей налогообложения
и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Так, расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные
расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке,
проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с
договором).
Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
Обоснованность расходов, учитываемых при
расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств,
свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект
в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что в налоговом
законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не
регулируется порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности,
обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы,
не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности,
эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической
деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик
осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и
единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка
экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется
налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок
проведения которого установлен Кодексом.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
20.03.2009