Проблемная ситуация: Об определении статуса
физического лица - налогового резидента РФ в соответствии с Соглашением между
Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на
доходы от 04.05.1996 в целях применения НДФЛ.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 марта 2009 г. N 03-04-05-01/141
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел жалобу на действия ФНС
России при определении статуса физического лица - налогового резидента
Российской Федерации в соответствии с Соглашением между Правительством
Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на
доходы от 04.05.1996 (далее - Соглашение) и в соответствии с полномочиями
Минфина России как компетентного органа по данному Соглашению разъясняет
следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Соглашения
термин "резидент Договаривающегося Государства" означает "любое
лицо, которое по законодательству этого государства подлежит в нем
налогообложению на основании его местожительства, постоянного местопребывания,
места регистрации или любого другого аналогичного критерия. Этот термин не
включает любое лицо, которое подлежит налогообложению в этом государстве только
в отношении доходов, полученных из источников в этом государстве".
Из приведенного определения термина
"резидент" следует, что оно касается концепции резидентства,
принятой во внутреннем законодательстве договаривающихся государств и основанной
на различных формах личной связи физических лиц с государством.
При этом положения п. 1 ст. 4 Соглашения
не обязывают договаривающиеся государства использовать во внутреннем
законодательстве все перечисленные в этом пункте критерии или оставлять их
открытый перечень. В этом случае разграничить термины "резидент" и
"нерезидент" было бы невозможно. Кроме того, неограниченно широкий
круг лиц, признаваемых резидентами в одном договаривающемся государстве,
приводил бы к ущемлению прав другой договаривающейся стороны и, соответственно,
постоянному возникновению конфликтов, связанных с
"двойным резидентством".
Таким образом п.
1 ст. 4 Соглашения лишь указывает, какие критерии, используемые во внутреннем
законодательстве для определения резидентства, будут
приемлемы для целей применения Соглашения.
Во внутреннем
законодательстве термин "резидент" для целей налогообложения, в том
числе и для целей применения международных договоров об избежании
двойного налогообложения, определен в ст. 207 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) и предусматривает, в частности, что налоговыми
резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской
Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Таким образом, при установлении
налогового статуса физического лица в данной статье Кодекса используется (за
исключением отдельных случаев) критерий фактического нахождения в Российской
Федерации. Следовательно, любой выезд за пределы Российской Федерации, за
исключением выездов для лечения или обучения, предусмотренных в п. 2 ст. 207
Кодекса, не учитывается при подсчете 183 дней пребывания в Российской
Федерации. При этом сам 12-месячный период не прерывается. Именно исходя из положений ст. 207 Кодекса должны выдавать подтверждения
постоянного местопребывания физического лица в Российской Федерации налоговые
органы, поскольку никаких полномочий по расширенному толкованию данного термина
они не имеют.
Использование расширенного толкования
данного термина возможно при применении п. 2 ст. 4 Соглашения, который
устанавливает критерии определения резидентства
физического лица в тех случаях, "когда в соответствии с положениями пункта
1 физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств".
То есть п. 2 ст. 4 Соглашения применяется для разрешения конфликта
"двойной резиденции" физического лица путем установления специальных
правил, придающих связям с одним государством предпочтение в отношении связей с
другим государством.
При отсутствии такого конфликта, когда физическое
лицо признается налоговым резидентом только в одном государстве, положения п. 2
ст. 4 Соглашения не применяются.
Если же такой конфликт имеется, то он
разрешается в соответствии с положениями п. 2 ст. 4 в рамках процедуры
взаимного согласования между компетентными органами, предусмотренной ст. 24
Соглашения.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
24.03.2009